56. Мартин Лютер, страница 10Жизнь и эпохаНовое мировоззрениеДоктор богословия Вернувшись в Виттенберг, Лютер еще больше сблизился со Штаупицем. Благодаря викарию молодой священник временно был освобожден от обязанности вести службу и имел возможность подготовиться к получению степени доктора богословия. 19 октября 1512 года новоиспеченный доктор Лютер торжественно произнес клятву перед лицом руководства теологического факультета во главе с доктором Андреа-сом Карлштадтом: «Я не стану излагать учений тщеславных, чуждых, осужденных церковью, неприемлемых для благочестивых ушей; всякого же, кто их проповедует, я укажу декану в течение восьми дней». После этого Лютер получил отдельную комнату в башне на монастырском дворе, построенной между основным зданием монастыря и маленькой пивоварней. Впервые в жизни 30-летний Лютер получил возможность уединиться в комнате, где его никто не тревожил. Эта комната в монастыре оставалась приютом Лютера до конца его жизни. Готовясь прочитать в университете курс лекций, Лютер долгое время занимался библейскими исследованиями, изучив практически всю имевшуюся на тот момент богословскую литературу. Особо важным для него был подготовленный известным гуманистом Эразмом Роттердамским текст Нового Завета на греческом языке. Преподавание было лишь одним из многочисленных занятий Лютера. С раннего утра он наставлял молодых монахов, а затем читал проповедь в церкви, в которой служил. С ж Лютер размышляет. Картина XIX века. ▼ Лютер объясняет истинное значение распятия Иисуса Христа. Алтарная фреска в церкви святой Марии в Виттенберге, датируемая 1547 годом. мая 1515 года Лютер, назначенный окружным викарием, должен был наблюдать за деятельностью 11-ти августинских монастырей, разбросанных в разных уголках Тюрингии. Времени для занятий богословием почти не оставалось. Но, несмотря на загруженность работой, Лютер стремился самостоятельно осмыслить содержание Библии. Особенно он пытался постичь суть библейского изречения о милости Божьей. Богослов размышлял над этим постоянно, в любую свободную минуту, и пришел к истолкованию, совершенно отличному от канонического. Лютер писал: «Я начал понимать что такое милость Божья. Спасение грешника — это дар милости Божьей». Таким образом, дело заключалось не в формальном следовании установленным церковью ритуалам, не способным искоренить человеческие грехи, а в вере в Бога, который в силу своей благодати спасет верующего в него грешника. Поскольку постижение этой истины происходило в келье, расположенной в башне, это событие получила название «башенного откровения». Лютер создал свою собственную доктрину, именуемую «теологией креста»: человеческое терпение перед лицом жизненных передряг есть приближение к крестной муке Христа. В 1517 году он выпустил в свет свою первую книгу «Семь покаянных псалмов в немецком толковании», в которой еще не содержалось критики основополагающих догматов католической церкви. Поэтому она не вызвала сколько-нибудь широкого отклика, на который надеялся автор. Но в том же году произошло событие, в корне изменившее его жизнь. Продажа индульгенций Альбрехт фон Гогенцоллерн, архиепископ Майнца и Магдебурга, получив этот пост, должен был заплатить Империи огромные деньги, которые занял для этого у богатой банкирской семьи Фуггер из Аугсбурга. Чтобы вернуть долг ростовщикам, архиепископ с согласия папы римского Льва X в 1515 году начал продажу индульгенций, отпускавших любые человеческие грехи без исповеди и покаяния
|