56. Мартин Лютер, страница 13

56. Мартин Лютер, страница 13
Мартин Лютер

воду так называемых ересей. Это дало движению сторонников Лютера время на то, чтобы набрать силу.

Богослов получил возможность сосредоточиться на написании работ, разъясняющих суть его учения. В августе 1520 года он опубликовал памфлет «К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства». В октябре вышло следующее сочинение Лютера — «О вавилонском пленении церкви», а в ноябре — «О свободе христианина», самая выдающаяся работа Лютера. Эти три книги заложили основу лютеранской доктрины. Они содержали не только критику идеологических основ католичества, но и предлагали целый ряд реформ церковной организации.

Вскоре после «победы» в Лейпцигском диспуте Экк отправился в Рим, чтобы спровоцировать инквизиционный процесс против своего соперника, и там получил поддержку со стороны кардинала Кайэтана. В результате 15 июня 1520 года появилась папская булла «Да восстанет Господь...», содержащая последовательное осуждение взглядов Лютера и предписывающая сожжение всех его книг.

Разрыв с Римом

Согласно папскому повелению, Лютеру угрожало отлучение от церкви, если он в течение 60 дней не явится в Рим и публично не отречется от своей ереси. Однако общественное мнение Германии было на стороне Лютера. Во многих ее землях папскую буллу даже не опу

I

Средневековая карта Лейпцига — города, в котором проходил публичный диспут между Иоганном Экком и Мартином Лютером.

бликовали. Кое-где произошли беспорядки. В Лейпциге, например, студенты разодрали ее на клочки, заставив Экка спасаться бегством.

Папская булла предписывала сжигать сочинения Лютера, но вместо них догадливые студенты часто подкладывали в огонь книги католических проповедников. Услышав о том, что его книги приговорены к сожжению, Лютер попросил своего ученика Филиппа Меланхто-на собрать студентов перед виттенбергскими замковыми воротами и 10 декабря публично сжег несколько томов канонических законов и сочинения Экка. Когда костер хорошо разгорелся, Лютер швырнул в огонь папскую буллу, воскликнув: «Поскольку ты погубил истину Божью, погибни сам сегодня в этом огне».

Тем самым он окончательно сжег за собой мосты. Разрыв Лютера с Римом повлек за собой прекращение его дружбы со Штаупицем. Старый наставник признал, что ему не хватает отваги поддержать Лютера, и предпочел провести остаток своей жизни в тихом добровольном изгнании в Зальцбурге.

Тем временем стараниями Фридриха Саксонского была организована встреча молодого императора Карла V с Лютером. Курфюрст надеялся сыграть на ненависти монарха к римскому престолу. Но другого добивался папа Лев X, стремившийся руками светского государя расправиться с еретиком.

Частая жизнь

СИЛА ПЕЧАТНОГО СЛОВА

Печатный станок был изобретен в середине XV века, так что все сочинения Лютера и даже записи его дебатов издавались типографским способом. Широко циркулировали и другие материалы, связанные с Лютером, в том числе вульгарные и клеветнические.

Оружием Лютера было перо, которым он искусно владел. В течение 1520 года — один за другим — он выпустил три ключевых текста Реформации. Всего же в самом начале борьбы Лютер

опубликовал для широкой публики около тридцати памфлетов. Все свои работы он писал сам, без участия помощников. Его сочинения расходились огромными тиражами, но Лютер никогда не получал какой-либо платы за них.

Некоторые сочинения богослова очень сложны для понимания. В ту эпоху люди писали как говорили — не пытаясь как-то систематизировать свои мысли. Но достоинством работ Лютера являлся хороший стиль: они были написаны очень правильным и плавным языком и потому легко и охотно читались людьми.

i Печатный станок, сходный с тем, что изобрел отец книгопечатания Иоганн Гуттенберг.

LiP.si/u. insignis Sax

om'ic urbis et cclcbcrriim Emporij vera

EffltfjcS. Am» M.JDC.XVn, j

ЕШ