56. Мартин Лютер, страница 11Мартин Лютерне веривших в Бога и трепетавших перед могуществом церкви. Весной 1516 года Лютер посещал окрестные монастыри и услышал истории о том, как Те-цель торговал индульгенциями. Столь циничный способ освобождения грешников от мук чистилища возмутил Лютера. Тецель продавал свой «товар» в соседней епархии, но многие жители Виттенберга, узнав о его появлении в Бранденбурге, устремились туда. Это заставило Лютера предпринять решительный шаг. Каждую пятницу богословы Виттенбергского университета собирались для обсуждения тех или иных теологических проблем. На одной из таких встреч Лютер выступил против торговли индульгенциями, которая, по его мнению, зашла слишком далеко и превратилась в дурную привычку. Свои мысли он изложил в виде 95 написанных на латыни тезисов. В них он отрицал юрисдикцию папы римского на чистилище, а тем самым и само право католической церкви выпускать индульгенции. 31 октября 1517 года Лютер прибил гвоздиками копию своих «95 тезисов» к двери вит-тенбергской Замковой церкви. Появление тезисов ознаменовало начало радикальных перемен. Хотел того Лютер или нет, но костер религиозной Реформации вспыхнул. > За кулисами ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИНДУЛЬГЕНЦИЙ ► Дверь Замковой церкви в Виттенберге. Именно к ней Лютер прикрепил свои знаменитые «95 тезисов». грешников. Половина вырученных от продажи индульгенций средств должна была пойти на строительство собора Святого Петра в Риме, а другая половина денег оседала в кармане архиепископа. Это мероприятие проводилось под руководством монаха-доминиканца Иоганна Те-целя из Лейпцига. Он ходил по немецким городам и весям, звенел в колокольчик и объявлял, что продает индульгенции, красочно расписывая их достоинства. Монах утверждал: «Затратив совсем небольшие деньги, вы можете спасти своих родителей, жену, детей, кого угодно»; «едва только твои деньги звякнут в моей кассе, душа твоего грешного папаши тотчас выпорхнет из чистилища». Так можно было «расплатиться» за любое преступление, вплоть до убийств. Благодаря красноречию Тецеля торговля индульгенциями шла очень бойко, особенно среди людей, искрен- Возникновение индульгенций уходит корнями в XI век. В Средние века люди боялись чистилища даже больше, чем ада. Согласно католической доктрине, в чистилище люди попадали сразу после смерти. Оно — в отличие от ада — было «подведомственно» папе римскому, и потому адского наказания можно было избежать, очистившись от своих грехов еще при жизни. Для этого требовалось исполнить епитимью, накладываемую католической церковью. Епитимья традиционно была очень суровой, и церковные деятели решили хотя бы частично облегчить ее, в некоторых случаях заменив уплатой денег. Индульгенция как способ прощения грехов была опробована в 1095 году, во время сбора рыцарей для участия в I Крестовом походе, и вполне оправдала себя. Церковь отпустила крестоносцам все грехи, приравняв участие в крестовом походе к полному искуплению. Каждый крестоносец получил письменный сертификат, подтверждавший от пущение грехов. С этого момента началось широкое распространение индульгенций. Сначала индульгенцию считали подтверждением отпущения грехов, но довольно скоро к ней стали относиться как к средству, избавляющему душу грешника от пребывания в чистилище. Индульгенции часто вручались людям, пожертвовавшим деньги для церкви, постепенно их продажа вошла в широкий обиход. Всякий раз, когда требовались деньги на постройку новой церкви, моста или дороги, любую сумму можно было набрать, продавая индульгенции. Торговля ими позволяла создавать различные общественные и религиозные фонды и предприятия. В 1300 году были выпущены специальные индульгенции в честь вступления в новый век. Они назывались «Высшими индульгенциями» и продавались только в Риме, куда сразу же устремились толпы пилигримов. Эта распродажа принесла римскому престолу огромные деньги. Чем дальше, тем больше торговля индульгенциями превращалась средство обогащения для иерархов церкви и светских правителей. Вера в Бога подменялась звонкой монетой. ▼ Альбрехт, архиепископ Майнца и Магдебурга. С помощью взятых в долг у семьи Фуггер денег он возглавил сразу две епархии, что было запрещено церковным уставом. Монах-доминиканец Тецель, торгующий индульгенциями.
|