56. Мартин Лютер, страница 9

56. Мартин Лютер, страница 9
Мартин Лютер

В Виттенберге

В 1502 году в Виттенберге, захолустном городишке с населением всего около трех тысяч человек, с папского благословения начал работу новый университет, созданный по инициативе ордена августинцев. Город преобразился после того, как сюда перенес свой двор Фридрих Мудрый, курфюрст Саксонии, придававший огромное значение образованию.

Викарий (епископ без епархии) Иоганн фон Штаупиц, руководивший в Саксонии всеми ав-густинскими монастырями, с целью поднять уровень преподавания на богословском факультете пригласил в университет несколько молодых монахов. В их числе был и Лютер. В 1509 году он, получив степень бакалавра богословия, начал преподавать теологию в университете. Заботами Штаупица на факультете собралась целая плеяда выдающихся богословов, в том числе Николас фон Амсдорф и Ан-дреас фон Карлштадт (Боденштейн).

Штаупиц, став духовником Лютера, не одобрял его чрезмерного религиозного рвения и старался успокоить молодого священника: «То, что ты считаешь грехом, сын мой, не является настоящим грехом».

В это время богословие находилось под сильным влиянием британского философа Ок-кама. Его последователи использовали авторитет Библии для защиты церковных догматов как высшей истины. В отличие от них, Лютер считал абсолютной истиной саму Библию. Он предпочитал теории веру и не рассматривал ее в отрыве от жизни людей.

Между тем, Штаупиц возглавил оппозиционное направление в рядах ордена августинцев, стремясь добиться автономии немецкой монашеской общины от папского престола. В Рим был отправлен Натин — опытный монах, способный провести трудные переговоры с римскими церковными властями. Сопровождать его было поручено Мартину Лютеру.

Путешествие в Рим

Осенью 1510 года спутники покинули Виттенберг и пешком пересекли Альпы. На своем пути они останавливались на ночлег в монастырях. Когда Лютер достиг

«вечного города», он упал на землю, воздел обе руки и воскликнул: «О, святой Рим!» На него произвело огромное впечатление все увиденное во время путешествия, но при этом были вещи, показавшиеся ему странными. Например, месса, проводившаяся в миланском монастыре, где путешественники однажды заночевали, сильно отличалась от службы, которую привык служить сам Лютер.

В Риме немцы провели четыре недели. Их дипломатическая миссия завершилась неудачей, поскольку папы Юлия II и его двора в Риме не было. Их приняли лишь несколько второстепенных лиц, не уполномоченных принимать каких-либо решений. Поэтому главным опытом путешествия Лютера было лицезрение «вечного города» и наблюдение за жизнью столичного католического духовенства. Если к римским храмам он относился с благоговением, то местные нравы ему не понравились. Лютеру казалась очень странной манера богослужения итальянских священников, а также их поведение за столом: за трапезой они вели себя шумно и весело. Это еще не превратило его во врага католической церкви, но подготовило к ее моральному осуждению.

▼ Ворота Порта дель Пополо, через которые Лютер вошел в Рим.

▼ Папа Юлий II, пытавшийся укрепить влияние римского престола, почти постоянно находился в разъездах.

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Мартин лютер 100 людей изменивших историю

Близкие к этой страницы