56. Мартин Лютер, страница 8

56. Мартин Лютер, страница 8
Жизнь и эпоха
Знаток Библии

Монах-богослов

Во времена Лютера монастыри были местами, полностью отрезанными от внешнего мира. Монахи проводили жизнь в неустанном посте и молитве. Монастырские ворота являлись настоящими вратами в другой мир. Лютер поступил в эрфуртский монастырь августинцев, следовавших учению жившего в IV—V веках Августина Блаженного, одного из отцов церкви. Так христиане традиционно называют людей, оставивших после себя выдающиеся образцы духовной литературы. Монастырь августинцев славился своим строгим уставом. Всего в Эрфурте было 12 монастырей, но тот, в который поступил Лютер, высоко ценился за проводившиеся в его стенах теологические исследования и благотворительную деятельность.

Лютер прошел суровую подготовку. В течение годичного испытания будущие монахи были обязаны — кроме еженедельной исповеди — хранить обет молчания: им запрещалось разговаривать вслух даже с самим собой, уединившись в келье. Их жизнь состояла из бесконечных служб и послушаний, которые нужно было исполнять с раннего утра до поздней ночи. Первый раз за день свою скудную пищу они получали не раньше полудня.

Виттенберг, вторая родина Мартина Лютера.

Ключевая фигура

^ Лютер в годы его пребыв, в монастыре.

НАСТАВНИК ШТАУПИЦ

Когда Лютер поступил в монастырь в Эрфурте, его наставником стал Иоганн фон Штаупиц, главный викарий германской конгрегации августинцев, происходивший из старинной знатной семьи. Штаупиц — лицо, приближенное к курфюрсту Саксонскому, — был весьма влиятельной фигурой. Он выдвинул Лютера на ведущие

4 Деталь убранства Эрфуртского кафедрального собора.

роли в монашеском ордене. Штаупиц и Лютер часто сидели вдвоем под грушевым деревом во дворе монастыря и вели долгие беседы. Наставник помогал молодому богослову, когда тот страдал от угрызений совести и был близок к отчаянию, способствуя его духовному развитию. Штаупиц, став духовником Лютера, имел на него даже большее влияние, чем родной отец. Штаупиц был ближайшим советником Лютера в период его духовных метаний, когда тот искал свой собственный, особый путь в жизни.

В позднейшей доктрине Лютера, несомненно, в определенной мере отозвались горячие проповеди Штаупица.

Поначалу к получившему университетское образование послушнику многие монахи относились недружелюбно, считая его случайно попавшим в их ряды представителем элиты. Лютер старался всеми силами доказать им, что он — такой же, как все. И вскоре ему это удалось: Лютер относился к своим обязанностям со всей серьезностью, так что монахи не могли не оценить его трудолюбия и рвения. Он полностью освоился с обетом молчания и аскетизмом монастырской жизни.

Но сама по себе тогдашняя духовная жизнь Лютера была мучительной. Он чувствовал, что, несмотря на чистосердечное покаяние, его грехи не могут быть прощены. Лютер, пропитавшись ощущением собственной греховности, вдохновенно занимался самоистязанием. Позднее он вспоминал: «Я изнурял себя постами, бдением, молитвой. Кроме того, я среди зимы стоял и мерз, стриженный, под жалким капюшоном, так был безумен и глуп».

Осенью 1506 года Лютер был пострижен в монахи, а 2 мая 1507 года, получив сан священника, впервые самостоятельно отслужил мессу, на которую послал приглашение отцу и своим бывшим друзьям. Дела Ганса Лютера, к тому времени ставшего арендатором нескольких шахт, шли успешно. На мессу, которую проводил его сын, он прибыл верхом вместе с другими приглашенными.