80. Мао Цзэдун, страница 22

80. Мао Цзэдун, страница 22

Выдающиеся события

будет бтерт с лица земли и весь мир станет социалистическим». При этом, договариваясь с советским руководством о передаче Китаю секрета производства атомной бомбы, Мао успокаивал Хрущева тем, что выражал готовность начать ядерную войну в одиночку и принять первый удар со стороны США — «пусть даже значительная часть народа погибнет». Как ни удивительно, политик, говоривший такие вещи, ядерное оружие от СССР получил...

большой натяжкой. Однако этот многочисленный слой населения страны было очень легко спровоцировать на бунт.

Коммунисты в этом преуспели, но люмпен-пролетарии, готовые до основания разрушить «весь мир насилья», очень смутно представляли себе, что будет «затем». Это касалось, впрочем, и их руководителей. В итоге «новый мир» оказался миром еще более жестокого и кровавого насилия.

Утопия — мать насилия

Коммунистические лидеры и Сталин, и Мао имели очень смутные представления о законах экономики, а потому ставили перед обществом заведомо невыполнимые планы. Тем самым все созданные коммунистическими вождями чрезвычайные ситуации (форсированные индустриализация и коллективизация, «большой террор», «большой скачок» и «культурная революция» и так далее) в конечном счете являлись плодами их полнейшей профессиональной непригодности как управленцев.

Однако они принципиально не хотели считаться с реальностью. Желая любой ценой приблизить «светлое будущее», они воспринимали подвластных им людей просто как строительный материал для построения коммунистического завтра. В этом отношении Мао Цзэдун превзошел своего советского учителя — как масштабами репрессий, так и готовностью придать им всемирный характер. Выступая в 1957 году на Совещании коммунистических и рабочих партий в Москве, он прямо заявил о желательности новой ядерной войны: мол, пусть «погибнет половина людей, но останется другая половина, зато империализм

► Портрет Мао и красный флаг, водруженные у статуи Луи Пастера перед одним из зданий Сорбонны.

Фото 1968 года.

* Хунвейбины расправляются с очередной жертвой.

^ Люди читают написанные на стене дацзыбао (рукописные стенгазеты).

Маоизм на Западе

В конце 1960-х годов, когда «культурная революция» пошла на спад, маоизм неожиданно стал популярен среди левых интеллектуалов в развитых стран Запада.

В 1968 году студенческое движение во Франции приняло невиданный доселе размах. Вспыхнувшие в Париже беспорядки и демонстрации переросли в общенациональную забастовку, в ней приняли участие и рабочие. На студенческих митингах, которые пыталась разогнать полиция, пестрели плакаты с портретами Мао. Его идеи получили хождение наравне с троцкистскими и анархистскими теориями и звучали как антитеза «устаревшему» марксизму-ленинизму, идеологической базе обюрократившегося Советского Союза.

Леворадикальные идеи стремительно распространялись в Западной Германии, Японии и США, однако капитализм устоял, и в 1970-е годы маоистское движение выдохлось.

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Хунвейбины мао цзе дуна плакаты
  2. Фото Мао цээ дуна

Близкие к этой страницы