87. Пол Пот, страница 23Пол ПотКАМБОДЖА И ЕЕ СОСЕДИМноговековое ярмо Кхмерский народ сегодня составляет большинство населения Камбоджи. Расцвет его культуры пришелся на IX—XV века, когда империя со столицей в Ангкоре была одной из самых крупных и процветающих в Юго-Восточной Азии. Ее владения охватывали обширные территории Индокитая, включая земли Вьетнама, Таиланда и Малайского полуострова. Величайшим правителем Кхмерской империи считается Джайя-варман VII (1181 —1219). Упадок Ангкорской империи начался в XIV веке. С тех пор кхмеры были вынуждены жить, постоянно обороняясь от более сильных и агрессивных соседей — Сиама (современный Таиланд) на западе и Вьетнама на востоке. Зажатая между ними Камбоджа потеряла земли в дельте Меконга: юго-восточная часть страны отошла Вьетнаму, а города Баттамбанг и Сием-Рип, расположенные на северо-востоке, оказались под властью Таиланда. От былого величия кхмерской державы осталась одна тень. Оказавшись в 1863 году под французским протекторатом, Камбоджа в течение 90 лет подчиняясь пришедшим из Европы колонизаторам. Культурные различия По причинам исторического характера сегодняшнее население Камбоджи относится к Вьетнаму и Таиланду недружелюбно. При этом тайцы для кхмеров — менее опасные враги, нежели вьетнамцы. С севера Лаоса в Южный Вьетнам тянется Аннамитский хребет. Эти горы, поднимающиеся примерно на две тысячи метров, служат условной границей разделения «индийской» и «китайской» зон Индокитая. Если во Вьетнаме распространены китайская философия конфуцианства и буддизм махаяны, то в Лаосе, Таиланде и Камбодже господствует буддизм хинаяны, а в культуре легко заметить влияние Индии. «Красные кхмеры» готовятся к нападению на Вьетнам. Помимо религиозной общности, тайцы и кхмеры схожи в своих национальных характерах. В отличие от деятельных вьетнамцев, им свойствены созерцательность и некоторая непрактичность. В период протектората Франция осуществляла управление Камбоджой не столько напрямую, сколько руками Вьетнама. На все ответственные административные и финансовые должности она назначала этнических вьетнамцев. Естественно, это вызывало у кхмеров неприязнь к своим восточным соседям. Те, в свою очередь, не упускали случая лишний раз сообщить им, что, по мнению метрополии, камбоджийцы слишком «тупы», чтобы управлять своей страной самостоятельно. «Особое отношение» Противостояние кхмеров и вьетов сказалась и в идеологии Коммунистической партии Индокитая. С самого начала подразумевалось, что революцию в Юго-Восточной Азии возглавит именно Вьетнам и объединит под своей эгидой весь Индокитай. Это порождало националистические настроения у «братьев меньших», то есть у лаосских и камбоджийских коммунистов. Не случайно, воссоздавая в 1960-х годах Коммунистическую партию Камбоджи, Пол Пот преследовал старых членов партии, входивших некогда в компартию Индокитая: он хотел вывести камбоджийцев из-под вьетнамского влияния. На пути к власти Пол Пот умело играл на антивьетнамских настроениях, распространенных среди кхмеров, но при этом долгое время пользовался поддержкой вьетнамской компартии. ^ Развалины Ангкор-Вата, ставшего символом кхмерской культуры. Храм был построен Сурьяварманом II в XII веке. ш |