Юный Натуралист 1956-06, страница 10

Юный Натуралист 1956-06, страница 10

20 сентября 1956 года исполняется 85 лет со дня рождения крупнейшнго советского ученого-животновода академика Михаила Федоровича Иванова.

Михаил Федорович прожил большую, трудную жизнь. Сын помещичьей прислуги, он стал профессором, крупным знатоком животноводства.

После Великой Октябрьской революции академиком М. Ф. Ивановым были созданы лучшие в мире породы овец и свиней: Асканийский меринос и Степная белая свинья.

Михаил Федорович написал более двухсот работ по животноводству. На них учились и учатся его продолжатели созданию новых пород скота. Учениками и последователями М. Ф. Иванова в последние годы созданы десятки ценных пород животных.

Неутомимость в труде, в научных поисках, знание нужд народа, умение подчинить свои интересы, силы и знания удовлетворению этих нужд, смелость и принципиальность, душевная чистота ученого должны быть образцом для каждого юного натуралиста.

Михаил Федорович Иванов воспитал тысячи зоотехников для нашей страны.

Мы печатаем воспоминания об ученом его учеников и сотрудников.

Мне посчастливилось несколько "' лет работать под руководством

И СМбЛОСТЬ Михаила Федоровича, организовывать и налаживать работу опытной животноводческой станции в Аскании-Нова. И годы эти не изгладятся из моей памяти.

Меня, как всех, кто знал Иванова, удивляли его неутомимость, трудолюбие и острота глаза.

Михаил Федорович частенько говаривал: «Тот. кто не работает своими руками, гнушается черновой, «мелкой» работой, — ничего в жизни не достигнет; день, проведенный без труда, потерянный день».

И приходилось поражаться, как умел и любил работать он сам. С восходом солнца был уже на ногах, уезжал в степь к животным, осматривал их, проверял уход и кормление, вел записи опытов, инструктировал чабанов, сотрудников.

Даже будучи академиком, перегруженным лекциями, различными заседаниями и совещаниями, Михаил Федорович никому не передоверял просмотр подопытных животных. Весной и осенью он сам одевался в рабочий халат, становился к бонитерскому столику или в бонитерскую яму и целыми днями осматривал, ощупывал овец и свиней, оценивал их качества. За день он успевал осмотреть более тысячи животных.

Смерть застала его у рабочего стола, на последней строчке доклада о том, как надо создавать породы сельскохозяйственных животных.

«Остротой глаза» Иванова, его наблюдательностью мы постоянно восхищались. Напомню лишь один эпизод. Михаил Федорович в 1906 году принял приглашение бонитировать овец у помещика Фальц-Фейна. До того у Фальц-Фейна работал немецкий бонитер.

Чтобы проверить бонитерское мастерство Иванова, Фальц-Фейн приказал чабанам тайно от Михаила Федоровича показать ему одну и ту же овцу несколько раз.

Так и было сделано. Михаил Федорович осмотрел овцу, дал ей оценку. Через полчаса эту же овцу показали снова. Иванов снова дал ей ту же оценку. Так случилось и в третий раз. Наконец на четвертый раз он строго заметил помещику, который тут же стоял:

— Я здесь работаю, а не играю. И если каждую овцу буду осматривать по четыре раза, бонитировка продлится до осени. (У Фальц-Фейна были десятки тысяч овец.)

Академик Л. ГРЕБЕНЬ