Юный Натуралист 1968-05, страница 4

Юный Натуралист 1968-05, страница 4

2

а караваны извечных путешественников летят и летят к ледовой кромке советской земли.

Выходит пахарь на поля, чья профессия мудра и чиста, как сама жизнь, мнет в ладонях парную, доверчивую землю, вдыхает запах жизни, и новая встреча с кормилицей волнует, как первое свидание. Уж таковы колдовские дни мая, их синяя прозрачность, их жаворонковый разговор, их нежаркое, обновившееся солнце, что волнуют они лею душу, заставляют оглядываться и размышлять. Наверное, пох<илому они напомнят белое половодье яблоневых садов, чуткую тревожную юность, когда было отдано народу самое-самое — и сабельная храбрость, и трудовое подвижничество, и первые песни, и первая любовь. А тем, у кого еще впереди много весен, майские дни нашепчут будущее, светлое и долгое, в их ждущие глаза сказочной радугой брызнут цветы — приворожат, очаруют, пленят. Убранство весенней земли всегда нарядно и празднично. Она с новой силой в каждом будит сыновние чувства, умножает любовь к себе. Наша земля обильно орошена и потом и кровью, и она заслужила самую искреннюю привязанность, самую сильную любовь! Она многое повидала, и по-разному приходил май на нашу землю.

В суровых буденовках и с осьмушкой хлеба. Был он небогатым и грозным. И его защитникам только виделись океаны красных флагов и весенних цветов, людское половодье на праздничных улицах. До этого надо было дожить, такое надо было отстоять. И катились лихие тачанки, и летело над степями тысячеустое «даешь!», и падали с коней хлопцы, в последний раз увидев яблоневые сады и степной ковыль, и вставали новые бойцы, и летела «молодость в сабельный поход». Уже и тогда удивили народ подвигами юные. Горячими, беззаветными сердцами, отданными делу партии, делу Советской Отчизны. Безусая «комса», как ласково окрестили еще не брившихся, но уже опаленных в боях бойцов, трижды объявляла призывы на фронт. И лучших сынов и дочерей слала в первые цепи, из которых не часто возвращаются домой. Метил свою биографию комсомол подвигами и обелисками, которых много разбросано по необъятной земле.

Взгляните на фотографии старших. Мы редко видим на них новые наряды. Много повидавшая гимнастерка, легендарная буденовка, грубая кирза солдатских сапог и после гражданской долго не расставались с нашими дедушками и бабушками. Рано было думать о нарядах, когда вспаханная и разрушенная великим смерчем страна ждала, ждала... Первый трактор, первый металл, первые электростанции.

Наверное, ни на что другое не променяют свою юность строители Магнитки и Днепростроя, Кузбасса и Московского автомобильного, хоть и была она полна лишений, суровой экономии. Молодость дарила им большие радости. Они стояли у колыбели могущества нашего государства. Они были первыми. И им было нелегко, но они были горды, как все первопроходцы. Весна наших пятилеток обновляла страну, делала ее неприступной и могущественной.

Последний май перед Великой Отечественной. Сколько было в нем красоты и силы, сколько молодости и надежд, и не думалось, что над жизнью собираются грозные тучи, что до начала войны остались считанные дни. Что снова позовут боевые трубы на ратное поле и что ждет страну испытание суровое и горькое.

И вспоминали бойцы осенние вальсы «в лесу прифронтовом», шли в смертельные схватки, мечтали о родных краях, жили, думали о встрече с ними, о свидании с землей, такой прекрасной и такой родной. Защищали советскую землю, умирали за нее, гибли за то, чтобы приходили к нам майские дни. Во всем первоцвете, во всем своем неповторимом великолепии.

Он хлынул на нас, май сорок пятого, победной россыпью салюта. Советский человек водрузил красный флаг над рейхстагом и расписался на его стенах. ▲ с запада на восток, к родной земле шли и шли солдатские эшелоны — возвращались домой победители. Возвращались к отчему дому пожилые и совсем юные, ставшие за войну взрослыми. Не все увидели майский первоцвет сорок пятого, не все вернулись к родному порогу. Много, очень много осталось их лежать на родной и чужой земле. За солнечное счастье, за наше прекрасное время, за сегодняшние майские дни.

Их праздничность в этом году особая. Вечно юному комсомолу исполнится пятьдесят. Полвека мужества и труда, полвека верного служения своему народу, родной партии. Комсомольские верные сердца всегда отзывались на зов Родины. И Отчизна гордыми орденами украсила комсомольское знамя. За каждым орденом — подвиг и труд.

Буйная весна пятьдесят четвертого. Легендарные эшелоны, уходящие на восток, поющие перроны, слезы вперемежку со смехом... Как давно это было — ведь прошло четырнадцать лет, и все-таки время то ощущаешь как сегодняшний день. Неприветливая степь в который раз пытала комсомольский характер. Запоздалыми метелями, раскисшим бездорожьем, немереными длинными верстами — ни подвоза тебе, ни