Юный Натуралист 1969-02, страница 15

Юный Натуралист 1969-02, страница 15

if*

w

Я

^ >4

saw

вин HQ хотел уходить. Упорно бегал по полю, пока мяч случайно не свалил его с ног. Пингвин обиделся и немедленно покинул площадку.

Другой пингвин увлекся техникой. Пришел в поселок, забрался на трактор и долго изучал его. Заглянул под капот, потом в кабину и в конце концов как-то умудрился забраться на крышу. И так ему там понравилось, что водитель с трудом упросил его спуститься на землю.

Пингвины совсем не боятся людей. Подпускают к себе близко, иногда позволяют брать на руки пингвиненка — только смотрят недоверчиво: как бы чего не случилось. Но с собаками в поселке никак ужиться не могут. Подчас ме'жду собаками и пингвинами вспыхивают настоящие драки с кровопролитием. Тогда на помощь птицам спешат полярники. Разнимают драчунов и надолго сажают собак на цепь.

В районе обсерватории «Мирный» обитают два вида пингвинов: императорские и адели. В черном фраке и белой манишке, с желтоватым галстуком-«бабоч-кой» на шее императорский пингвин выглядит элегантно и величественно — настоящий франт.

Мало осталось «императоров» в Актарк-тиде — всего несколько колоний. Гнездятся эти пингвины прямо на льду, укрываясь от ветра под ледяными карнизами айсбергов. »

Самка «императора» откладывает всего лишь одно яйцо и шестьдесят — шестьдесят пять дней вынашивает его на своих лапках, прикрыв сверху жировой складкой. Еще месяц носит она и детеныша, пока тот не покроется плотным пухом и не подрастет. Уходя к морю за кормом, взрослые «императоры» оставляют пингвинят в «детских садиках». Пропадают несколько дней, а потом возвращаются — нужно же кор

мить детей. Необычен и забавен этот пингвиний обед. Родитель отрыгивает пищу, и голодный пингвиненок с жадностью залезает клювом в его раскрытую глотку, чтобы съесть положенную порцию белой кашицы.

Адели в отличие от «императоров» и ростом не вышли и весом легче, да и наряд их поскромней. В черных костюмах с белыми передниками, очень напоминают они сгорбленных старушек-богомолок. И если жизнь императорских пингвинов степенна и величава, то колония аделей похожа на огромный цыганский табор. На островах в гнездах из камешков откладывает самка адели по два яйца. Вылупившиеся пингвинята очень беспомощны — и много приходится повозиться родителям, чтобы дать им путевку в жизнь. Но как ни заботятся пингвины о своем потомстве, число этих интересных птиц постепенно сокращается. Вот почему все места обитания пингвинов в Антарктиде по Международному договору объявлены заповедной зоной.

Е. ИГНАТОВ

£