Юный Натуралист 1970-05, страница 17

Юный Натуралист 1970-05, страница 17

15

Весной под навесом или в расщелинах скал у кабарги появляются два, реже один, беспомощных пятнистых кабаржонка. В первые недели при любой опасности кабаржата забираются под камни, плиты, в трещины скал и ждут, пока мать, притворяясь больной, бесстрашно пытается отвлечь внимание нарушителя спокойствия, увести его подальше от детей.

Однако не внешний облик и не образ жизни сделали кабаргу столь известным животным. Прославила и стала ее бедою мускусная железа, или, как ее чаще называют, «кабар-говая струя». Мускусная железа — небольшой мешочек, наполненный мускусом, который обладает сильным и стойким запахом. Самцы кабарги (у самок желез нет) метят им границы своих владений, заявляя собратьям, что участок |3анят и без боя его не уступят.

Но человек нашел для кабаргового мускуса иное применение. В тибетской медицине кабарговая

струя упоминается еще в VII веке до н. э. как драгоценное лечебное средство. И до сих пор в странах Юго-Восточной

Азии мускус кабарожки с успехом используется при лечении многих заболеваний.

В прошлом веке в Европе мускусу кабарги нашли еще одно применение — его стали добавлять в духи, чтобы они 'были более стойкими. Он оказался лучше амбры, цибета (секреторного продукта, выделяемого особыми железами виверры), бобровой струи.

В Иране в XIV веке была построена единственная в своем роде «благоухающая» мечеть. Стены клали на растворе, к которому был добавлен мускус. Запах его ощущается и поныне.

Огромный спрос на кабарговую струю привел к хищническому истреблению ее обладательницы. В Тибете, Индии, Китае, Монголии она была почти полностью уничтожена.

В России в прошлом веке в отдельные годы добывалось до 200 тысяч каба-рожек.

После революции промысел кабарги в нашей стране был упорядочен и численность ее возросла.

В. РАЗМАХНИН,

кандидат биологических наук