Юный Натуралист 1970-05, страница 19

Юный Натуралист 1970-05, страница 19

17

это случится. Поэтому-то сейчас он затылком чувствовал дуло и ждал возгласа: «Руки вверх, дед!»

Он наперед знал, что покорно поднимет их, его схватят за ворот и...

Взгляд его метнулся к хвойным кустам, где лежала спрятанная сумка. Отсюда ее не было видно. За его спиной опять хрустнул сучок, сейчас уж совсем ясно. Он удивился, чего это они еще ждут, но решил продолжать игру — досыпал табак, не поворачиваясь, свернул цигарку, провел по ней языком и закурил. Засмотрелся на разноцветные камешки, над которыми спешил мелкий хрустальный ручеек.

Лес вокруг стоял молчаливый и темный. Огромные и мрачные гранитные скалы упирали друг в друга свои плешивые лбы, прислушиваясь к глухому шелесту деревьев. Этот неясный шепот напоминал шум поезда, который все приближался и никак не мог подойти. Многое в жизни старика было, как этот поезд, — вот-вот должно было прийти, но не приходило. Он спросил себя: а свобода, за которую пало жертвою столько людей, не будет ли и она только шумом в голове и никогда не придет по-настоящему? Вездесущий и вечный шум на

полнил его голову вопросами, на которые он не мог дать ответов.

Чуть повыше, в этом же овраге, убили его старшего сына. Сейчас пришла его очередь. Чего они еще ждут? Наверное, они сначала будут его мучить, выпытывать, что он несет, кому и где передает поклажу, и спрашивать еще сотню подробностей. Ойять хрустнул сучок, и старик лихорадочно стал припоминать все то, что он должен будет рассказать им. Где-то глубоко в нем вдруг ожила слабая надежда, что, может быть, все обойдется.

Он знал, что они не поверят ни его лжи, какой бы она ни была, ни его лотку, ни золотой пыли в склянке из-под аспирина. Даже соседские мальчишки и те знали, что мыть золото ■—• только повод для скитаний в этой части Родоп, а настоящая причима в том, что бойцам за свободу нужен хлеб, и он носит его им. Хлеб! Самое простое и самое важное.

Он затянулся в последний раз, бросил окурок перед собой в воду и решил повернуться.

Не было никакого дула. В четырех-пяти шагах оту него, низко наклонив голову, на него смотрела кровавыми глазами громад

3 «Юный натуралист» № 5