Юный Натуралист 1970-11, страница 29

Юный Натуралист 1970-11, страница 29

25

Однако с 1965 года в пяти штатах — Колорадо, Вашингтон, Юта, Невада и Орегон — пума охраняется законом, как и в Британской Колумбии.

Горный лев чрезвычайно пуглив, неда^ ром его называют североамериканским призраком. Пумы сейчас предпочитают труднодоступные горные районы. Не в пример многим диким животным, за ними нельзя наблюдать на расстоянии или из засады, к ним не подойдешь близко, как к некоторым крупным кошкам Африки и Азии. Пуму надо долго преследовать. Только этот способ помог нам узнать многие тайны ее жизни.

Уже во время предварительных исследований я убедился, что пуму можно выследить и отловить с помощью собак. У горного льва врожденная неприязнь к собачьему лаю. И хотя взрослый зверь легко может один на один справиться с собакой, он предпочитает залезть от нее на дерево. На короткое расстояние пума бегает быстрее собаки, но при долгом преследовании уступает ей в выносливости.

К концу пятого сезона мы уже могли многое рассказать о жизни пумы. На небольшой площади к югу от Лососевой реки всю зиму мы видели не больше десяти взрослых зверей. Из остальных 36 изученных нами пум 27 были детеныши, 9 — проходные.

Постоянные обитатели района держались строго определенных участков. Каждую зиму к ним ходили «гости», с полдюжины других пум. Похоже, бродячие пумы знают, когда вторгаются на чужой участок. Дело в том, что постоянный обитатель оставляет своего рода «пограничные столбы» — небольшие кучки из листвы, сучков или хвои.

Мы находили такие метки под деревьями, на гребнях, перекрестке звериных троп. Они играют роль светофоров. Идя по следу новичка, мы видели, как перед таким светофором тот резко менял курс, возвращался назад и шел в другом направлении.

Я называю это поведение взаимным избеганием и считаю, что оно помогает сохраниться пумам как виду. Пумы — одинокие охотники, крепкие и ловкие. Но в отличие от таких хищников, как волки, они не могут позволить себе роскошь драться из-за территории. Раненый волк способен выжить, так как он член стаи, раненая пума почти всегда обречена на голодную смерть.

Снова и снова отлавливая пум, мы определили, что средний вес самки — около ста фунтов, а самца — сто пятьдесят.

Пумы очень дорожат своим одиночеством, нарушая его только на короткий брачный период, преимущественно зимой

и ранней весной. Самец и самка находятся вместе недели две, потом расстаются, и больше самец не играет никакой роли в семейной жизни.

У пумы бывает от одного до шести пятнистых котят. Они рождаются беспомощными, но растут очень быстро. Не берусь точно сказать, когда детеныши покидают логово, но похоже, что в конце второго месяца. После этого они занимают временные логова или пещеры, а мать добывает им пищу.

Не всегда было легко определить, когда подействовал транквилизатор и можно ли подойти к зверю. Обычно признаки были налицо: истечение слюны, порывистые движения головой, мутные глаза. Но иногда мы ошибались.

Помню такой случай. Мы загнали крупного зверя на дерево, нависшее над обрывом. Я полез вверх по стволу, после того как поразил пуму стрелой в бедро. Вдруг Вильбур крикнул мне:

— Осторожно! Она спускается!

Я качнулся влево и оказался лицом к лицу с пумой. Пока я карабкался вверх, зверь съехал мне навстречу. Глядя в его янтарные глаза, я понял, что транквилизатор все-таки частично подействовал.

Я рванулся вверх, а пума буквально скатилась по стволу вниз, сдирая когтями кору. Прыжок — зверь, словно огромная летяга, пролетел в воздухе метра два и приземлился на краю скалы. Еще прыжок— и пума нырнула в лабиринт камней за нами.

Пришлось спускать собак.

Когда мы немного спустя уже работали с очередным пленником, Вильбур вдруг рассмеялся:

— Можно было подумать, что вы играете в гляделки!

Главная пища пумы зимой — лоси и лани. Изучая туши и кости этих животных, мы убедились, что жертвами пум оказывались преимущественно телята и старики — самая легкая добыча. Семьдесят пять процентов убитых пумой лосей были моложе полутора или старше девяти с половиной лет.

Выходит, пумы выбраковывают слабых, позволяя выжить сильнейшим. Тем более что телята и старые животные первыми страдают от недоедания.

Пумы не производят большого опустошения в стадах, но исстари их охота помогает сглаживать резкие скачки в численности животных, составляющих их добычу. К тому же пумы заставляют стада лосей и ланей все время двигаться, а это для • них полезно зимой, когда мало корма. Мы сами наблюдали, как после гибели одного животного все стадо тотчас уходит на другой участок.

4 «Юный натуралист» № 11