Юный Натуралист 1970-12, страница 19

Юный Натуралист 1970-12, страница 19

С вечера ударил мороз, да такой, что всю ночь за окном трещали в парке деревья. К утру мороз завернул еще крепче. Солнце чуть приподнялось над горизонтом, остановилось и, кажется, застыло, как все вокруг. Но вдруг из-под крыши раздался незатейливый бодрый голосок «жив-жив, жив-жив», и в бледном солнечном зайчике, поеживаясь от мороза, показалась серенькая птичка. Воробей. Живой, неза-мерзший воробей среди ледяной стужи.

Где ночевала эта отважная птичка? В печной трубе, за карнизом около окна, где все-таки потеплей, чем на голом сучке. В скворечнике, что освободился пока на зиму, на чердаке дома, на скотном дворе, а может быть, в каком-нибудь помещении, забравшись туда через отверстие для вентиляции.

17

жих рядом с колесами машин. И в городе, и в сельской местности — везде он одинаков, отважный, находчивый, доверчивый и осторожный, удивительно живучий воробей.

Кто не знаком с ним? Только на Новой Земле, на Таймыре, на Чукотке и на Камчатке не живет эта птичка. Кто первый открывает морозное зимнее утро, когда боишься высунуть нос на улицу? Воробей. Увидишь за окном скачущих птиц—и вроде бы не. так страшно идти в школу, вроде бы и мороз невелик.

Кто первым объявляет о начале весны? Воробей. Еще совсем по-зимнему лежит снег на крышах, еще только-только на солнечной стороне дома собирается упасть первая весенняя капель, а воробьи, будто все узнав наперед, вдруг затеяли на крыше первую весеннюю драку.

Кто первым у вас над окном или за водосточной трубой устроил гнездо, кто первым вывел птенцов, кто первым отправился с малышами в первую для них прогулку? Воробей. Вот маленькие воробьи неумело скачут по дорожке вслед за мамашей, широко раскрывая клювики и смешно трепеща крыльями, вот мама останавливается, ловит на лету какую-то букашку и сует ее в рот одному малышу.

Грязный, чумазый, в саже, в пыли. Но вот отряхнулся, шевельнулся, высунул из пухового комочка сначала нос, потом головку, громко прокричал свое «жив-жив» и прыгнул на дорожку поискать хлебных крошек. Идут мимо люди, проносятся автомашины, а воробей знай себе бочком-, бочком выпрыгивает под ногами у прохо-

А сколько бедному воробью доставалось за всю его долгую жизнь рядом с человеком! Ведь нет другой такой птицы, которая так неотступно следовала бы аа людьми: где люди, там и воробей. Ушли, уехали люди, переселились, и тут же почти перебираются на новое место жительства и эти пронырливые птички. В кого первого

3 «Юный натуралист» № 12