Юный Натуралист 1971-01, страница 26

Юный Натуралист 1971-01, страница 26

24

пала на долю обыкновенной лягушки. Ученые подвешивали к мышце лягушки грузик и наблюдали. Во время одного из таких опытов часть груза внезапно сняли, и — удивительное дело1 — мышца сократилась гораздо энергичнее, даже сильнее, чем если бы грузика вовсе не было. Повторили опыт снова и снова. Результат тот же. Мышца стала работать как бы в новом режиме. Отсюда вывод: для того чтобы увеличить скорость бега, надо разрушить ставшие привычными двигательные навыки и создать новые, более рациональные. А для этого нужны специальные виды тренировки.

По беговой дорожке мчит мотоцикл. За мотоциклом, прикрепленный к нему особыми эластичными лямками, бежит спринтер. Мотоцикл увеличивает скорость, лямки натягиваются. Тем самым часть нагрузки как бы снимается с мышц спортсмена, бежать становится легче. Несколько таких тренировок, и спортсмен привыкает к новому скоростному режиму.

Но это еще не все. Расчеты показывают: для того чтобы увеличить скорость хотя бы на 10 процентов, потребуется затратить энергии на одну треть больше. А если бы мы захотели увеличить скорость вдвое, то энергии пришлось бы затратить в восемь раз больше, при этом силовая нагрузка на мышцы увеличилась бы в десятки раз. Самые крепкие мышцы и связки не выдержат такого напряжения.

Где же выход? Можно ли научиться бежать хоть чуточку быстрее? Бионика говорит: обратите внимание на скороходов в мире животных. Посмотрите внимательно на строение ног у антилопы, скаковой лошади, гепарда. У всех у них ноги книзу заметно тоньше. Они сухощавые, мускулистые, легкие. Именно легкие. Не в этом ли причина их быстрого и неутомимого бега? И здесь слово «легконогий» буквально означает «быстроногий». Следовательно, человек, у которого тонкие, мускулистые ноги, — прирожденный спринтер. Но строение ног, как известно, от человека не зависит. Это дано от природы. Ну что ж, если человек знает особенности строения своего тела, ему легче будет избрать для себя подходящую спортивную специальность. На первых порах и это неплохо.

А теперь обратимся к другой области — плаванию. Как ни странно, за ответом на вопрос, как лучше и быстрее плавать, люди обратились не к рыбам, а к уткам, лебедям и болотным лягушкам.

Они увидели у них то, что легче всего было увидеть: перепончатые лапы. Природа не случайно подарила водоплавающим птицам и лягушкам такой замечательный инструмент, как перепонки. Благодаря большой площади опоры перепонки по

могают лучше отталкиваться от воды. Сейчас в любом спортивном магазине вы можете купить, резиновые ласты.

Ласты были первым и, надо сказать, не самым щедрым подарком бионики. К тому же у водоплавающих птиц лапы гораздо совершеннее, чем ласты у пловцов. Присмотритесь: после каждого гребка утиная лапка, похожая на лопасть весла, сразу сжимается. Это для того, чтобы уменьшилась площадь опоры, а следовательно, и сила торможения. Вот бы снабдить пловцов такими подвижными, усовершенствованными ластами!

Не так давно спортсмены задумались над повадками рыб и морских животных. А подумать было над чем. Посудите сами, чемпион мира и Европы француз Готтвал-лес проплыл 100 метров за 52,9 секунды. Семь километров в час. Это ненамного быстрее пешехода.

Дельфин развивает скорость до 70, а тунец до 90 километров в час. В одном из музеев Англии хранится кусок дубового корабельного шпангоута, обитого медью. Он насквозь пробит кинжалом меч-рыбы. Какая же скорость нужна для такого удара? Академик А. Н. Крылов подсчитал: не менее 100 километров в час. Семь километров и сто! Откуда такая разница?

Сначала думали, что главное преимущество рыбы перед пловцом заключается в мощном хвосте и плавниках. Однако исследования показали: эти органы не так уж сильны. Известный исследователь физики моря В. В. Шулейкин доказал, что скорость у рыб достигается с помощью волнообразных движений тела, когда мышцы ритмично сокращаются и расслабляются. Кроме того, движению помогают жабры. Выбрасывая вдоль тела к хвосту струи воды, они создают реактивную силу, толкающую рыбу вперед. Может ли человек, так же как рыба, создавать в воде реактивные волны? Оказывается, может. Только для этого следует грести сверху вниз и снизу вверх, прогибаясь в пояснице.

Так возник новый стиль: баттерфляй и в то же время не баттерфляй. Вместо того чтобы разводить ноги в коленях, как делали все плавающие баттерфляем, пловец держит их сомкнутыми, сильно ударяя сверху вниз. Волнообразные движения пловца напоминают удар кнута. Со стороны кажется, что по дорожке бассейна плывет дельфин. Этот необычный способ плавания с тех пор так и назвали — «дельфин». Все лучшие пловцы мира теперь применяют в плавании баттерфляем его разновидность — «дельфин».

Кто знает, какие неожиданные открытия и приятные сюрпризы еще подарит молодая наука людям?

A. CBETOB