Юный Натуралист 1971-01, страница 25

Юный Натуралист 1971-01, страница 25

23

И НА ДИСТАНЦИИ

Родная сестра кибернетики — бионика — молодая наука. Она возникла на наших глазах и стала мостом между техникой и биологией. Она помогает разгадывать секреты живых приборов и механизмов, чтобы использовать их в практической жизни человека.

Вдумчивое и целесообразное изучение

Спортсмены опускаются у стартовой черты на одно колено, руками опираются о землю.

— Внимание! — раздается новая команда.

Бегуны приподнимаются, замирают в ожидании выстрела стартового пистолета или команды «Марш!».

Задумывались ли вы, почему на коротких дистанциях — 60, 100, 200 и 400 метров — бег начинается именно так, а не из какого-либо другого положения? Может быть, так было всегда? Нет, конечно. До того как появился низкий старт, бег на всех дистанциях спортсмены начинали стоя, слегка согнувшись. Но вот в 1887 году на студенческих соревнованиях в Соединенных Штатах Америки выступил никому не известный спортсмен Чарль Шерилл. Зрители удивились: вместо того чтобы стартовать, как все другие бегуны, он опустился на четвереньки.

Возмущенный судья приказал:

— Встаньте на линию старта как следует.

Но Шерилл и не подумал выполнить

приказание судьи. Ведь в правилах не было сказано, какое положение должен принять бегун на старте.

В спор вмешался тренер Шерилла Мэрфи. Ему удалось уговорить судью разрешить бегуну стартовать так, как тому хочется.

Наконец судья дал старт. Хотя Шериллу не повезло — начав бег, он споткнулся, однако, к удивлению всех, к финишу он пришел первым. Сначала решили, что это случайность. А когда и на следующих состязаниях Шерилл одержал победу, многие стали подражать ему.

Низкий старт Шерилл и его тренер Мэрфи придумали не сами. Они скопировали его у... кенгуру. Не удивляйтесь, но это экзотическое животное, обитающее в Австралии, действительно научило спринтеров стартовать. Путешествуя по Австралии, Шерилл и его тренер обратили внимание

живой природы привело ко многим открытиям и изобретениям в авиации, судостроении, связи, вычислительной технике, медицине. С появлением бионики ученые все чаще стали задумываться над тем, как использовать ее достижения для физического совершенствования самого человека.

на то, как прыгает кенгуру. Перед прыжком животное пригибается к земле, затем, словно, развернувшаяся пружина, выбрасывает свое тело вперед. Прыжок получается длинным и стремительным. Мелькнула догадка: а что, если так же начинать бег? Это позволит выиграть несколько мгновений.

Теперь вы не встретите «и одного спринтера, который бы начинал бег стоя во весь рост. Бегун, который вздумает так стартовать, непременно проиграет, к финишу придет последним.

Но для того чтобы прийти к такому выводу, не обязательно ехать в далекую Австралию, где водятся кенгуру. Достаточно приглядеться к кошке, которая, завидев мышь, изготовилась к прыжку. Но в том-то и дело, что мы часто проходим мимо обыденных явлений, не замечая их.

А теперь посмотрим, как ведет себя спринтер на стометровой дистанции. Он бежит очень быстро. Вы едва сосчитаете до десяти, как он уже финиширует. Скорость, скорость!

Ей подчиняется все — каждое движение мышц, каждый удар сердца. Казалось бы, здесь достигнут предел, все вымерено, рассчитано до сантиметра, до сотых долей секунды. Девять и девять десятых секунды — мировой рекорд! И все же резервы преодоления скоростного барьера есть. Не сегодня-завтра и этот мировой рекорд на стометровке будет побит.

Откуда же возьмутся резервы? Остановимся лишь на тех, которые подсказывает биомеханика в союзе с бионикой.

Скорость бегуна, как известно, зависит от частоты шагов и ширины шага. За одну секунду спринтер делает на стометровке десять шагов. А если число шагов увеличить до одиннадцати? Тогда рекорд улучшится на целую секунду.

Опыты велись на стадионе и в лаборатории. Почетная роль в этих опытах вы