Юный Натуралист 1971-05, страница 54

Юный Натуралист 1971-05, страница 54

согнув вниз, прячут между передними лапами, а сами сидят на корточках: на длинных задних лапах, подогнув под них хвост. Пушистый шарик получается! Иногда, прислушиваясь, одно ухо поднимут торчком, а второе сложат пополам на голове.

У билби, длинноухих язвиц, на конце хвоста есть коготь, как у льва. Возможно, хвост с когтем помогает зверькам копать нору, а может быть, сгребать листья и стебли, сооружая гнездо. Точно неизвестно.

С сумерками язвицы пробуждаются. В это время их обуревает такая жажда деятельности, словно до рассвета они должны успеть переделать массу всяких дел. То прыжками, то рысцой бегут, смешно выгибая спинки, суетятся, в каждый закоулок под кустом и камнем сунут свою острую мордочку, вынюхивают, скребут, копают землю тут и там. Ищут в земле и на земле червей, насекомых, ящериц, мышей, разные клубни и коренья. В садах и огородах, бывает, немало картофеля губят, перекопав грядки. Но этот малый вред вполне компенсируют тем, что уничтожают множество личинок жуков и мышей.

Поймав мышь (или червя), язвица забавно скребет ее лапами, долго мнет и катает по земле, пока добыча не превратится в бесформенный ком. А потом, обнюхав вни

мательно, или съест, или бросит, смотря по настроению. Но если решит съесть, обязательно тщательно очистит от грязи и мусора, ловко орудуя длинными пальцами передних лап. Язвицы драчливы и в тесном помещении не терпят друг друга. Дерутся, наскакивая и царапая когтями одна другую, даже кусаются. Когти у язвиц острые, и, царапаясь, они сильно раздирают шкуру друг другу.

Один бандикут, оставленный на ночь с другим в клетке, буквально «ощипал» своего соседа, с которым что-то не поделил.

Размножаются одни в мае — июне, другие — в любое время года. В сумке, которая, как у коала и хищных сумчатых, открывается назад, шесть или восемь сосков, но детенышей только один, два или четыре.

Аборигены и фермеры охотятся на язвиц, считая мясо их вкусным, как у кролика. Австралийцы, например, ловят длинноносых «кроликов» таким забавным приемом. Выследив, где в густой траве спит в гнезде (или у норы) умаявшийся за ночь бандикут, подкрадываются поближе и вдруг падают, растопырив руки, на гнездо.

Прежде бандикутов было много в Австралии, теперь их все меньше и меньше: на глазах вымирают.

И. АКИМУШКИН