Юный Натуралист 1971-07, страница 25

Юный Натуралист 1971-07, страница 25

24

тели. Но ведь так оно и есть: указатели поставлены. Это запах следового феромона, который удачливый муравей оставлял за собой на протяжении всего обратного пути.

Очень сложными опытами доказано; что муравейник и кусочек сахара связывает '' невидимая пахучая дорожка. С нее нельзя сбиться, потому что самый сильный запах идет по обочинам дороги, а за обочиной он совсем неуловим. Так муравей-со-ленопсис сообщил о своей находке товарищам. Муравьи оставляют дорожки, лишь когда им есть что рассказать товарищам. Найдя мелкую добычу, которую можно донести самим, они не выделяют по пути ни капли феромона.

Через несколько минут феромон испаряется, и невидимая дорожка исчезает. В этом есть большой смысл: иначе вся земля вокруг муравейника покрылась бы старыми, уже бесполезными дорожками, сбивающими с толку муравьев-разведчиков. .

У разных муравьев и следовые феромо- '

ны разные. Муравей другого рода, например формика или мирмика, оказавшись случайно на дорожке соленопсиса, ничего не почувствует. Значит, у каждого муравьиного народца свой язык запахов.

Есть у муравьев еще один чудесный феромон — феромон тревоги. Он действует словно ракета или набатный колокол. Стоит муравью почувствовать хоть ничтожную опасность, как маленькие железы, расположенные у основания челюстей, выделяют по капельке феромона тревоги. Запах его сразу же растекается в воздухе, но недалеко, всего на 5—10 сантиметров. Действует этот феромон не просто. Все жители муравейника, находящиеся на расстоянии от трех до десяти сантиметров от муравья, забившего тревогу, спешат к месту тревожного сигнала. «Идите на помощь!» — призывает запах феромона. Для муравьев, которые оказались к капельке феромона ближе чем на три сантиметра, где запах особенно силен, сигнал звучит иначе: «Готовьтесь к бою!» И отважные воины муравейника поднимают вверх брюшко, готовясь встретить врага ядовитой муравьиной кислотой, грозно щелкают челюстями.

Интересно, что у некоторых видов муравьев оружие защиты — муравьиная кислота — действует одновременно и как феромон тревоги, точно так же, как пушечные выстрелы, поражая противника, служат сигналом для атаки пехоты.

Но почему муравьи издают такие слабые сигналы тревоги? Может, было бы лучше поднять на ноги весь муравейник? Нет, здесь снова проявилась мудрость природы. Одного муравьишку может напугать и безобидная мушка, вдруг опустившаяся