Юный Натуралист 1971-07, страница 23

Юный Натуралист 1971-07, страница 23

22

Из пяти чувств, которыми природа наградила человека, слабее всего развито обоняние. Мы с удовольствием вдыхаем аромат цветов, волнуемся, если в комнате вдруг запахнет дымом.

Для собаки или кошки, тем более для дикого хищника обоняние в жизни не менее важно, чем зрение. У писателя Юрия Казакова есть хороший рассказ про гончего пса Арктура. Это слепая собака прекрасно чуяла дичь и догоняла ее по следу. На охоте Арктур помогал хозяину даже лучше, чем здоровая гончая.

Но если бы собаке можно было рассказать про обоняние насекомых, она бы поджала хвост и стыдливо уползла в угол. Хваленый собачий нюх никуда не годится в сравнении с обонянием маленькой бабочки. Как и наше обоняние перед собачьим.

Непарный шелкопряд, или непарник, — самая обычная бабочка. Она злостный вредитель лесов и парков. Самки непарников толстые, неуклюжие и летают очень плохо. Впрочем, летать им некуда. Взрослая бабочка ничего не ест и живет за счет жира, накопленного в юности, когда она была прожорливой гусеницей. Самке не надо искать встречи с самцом, потому что он всегда найдет ее по запаху, хотя он и очень слабый. Для нас бабочка ничем не пахнет.

Выделяющая запах железа в теле бабочки совсем крошечная. Она составляет всего одну миллионную долю веса бабочки.

И представьте, этот слабый запах самцы чуют на расстоянии в несколько километров и по запаху находят самку. Мохнатые усики самца, похожие на перышки крошечной птицы,- — чувствительнейший уловитель запахов, равного которому по мощности нет ни у кого из животных.

Но почувствовать запах самки — это