Юный Натуралист 1972-02, страница 26

Юный Натуралист 1972-02, страница 26

Воздушный акробат

Их грация и красота, переливающееся всеми красками оперение поражают орнитологов. Недаром ученые дали им разные имена: «голубая корона», «зеленогрудая нимфа», «изумрудное горлышко», «летающий аметист», «огненный топаз», «небесный сильф». А. Брем, который очень любил птиц, назвал семью колибри «живыми драгоценными камнями тропиков».

Среди пернатых жителей — они самые удивительные и самые маленькие. Меньшая из них весит всего два грамма. Но эти «мальчики с пальчик» птичьего мира ведут самую беспокойную и напряженную жизнь. Они непревзойденные воздушные акробаты и поразительные атлеты. Что бы вы сказали, увидев бегуна,который развивает скорость до 150 километров в час с движущей силой ног в 40 лошадиных сил? А именно такова мощность колибри, если ее вес привести в соотношение с весом человека. На ее «летательную» мускулатуру приходится треть общего веса, а ее сердце занимает почти всю грудную клетку и, в зависимости от обстоятельств, может биться со скоростью 500—1200 ударов в минуту.

Ни одна, из птиц ре обладает таким «мотором» и такой техникой пилотажа, как колибри. Она то, как винт, поднимается вверх, то взмывает вертикально, как ракета, мчится, падает, тормозит, висит в воздухе, летит боком, на спине, крутит петли, не забывая передохнуть при планировании. Данные ученых о скорости полета ко\ибри колеблются от 48 до 150 километров в час. В зависимости от частоты взмахов крыльями эти птички издают в воздухе более высокий или низкий звук. Некоторые колибри в брачный период делают 200 взмахов в секунду, тогда как летящий воробей за это время взмахнет крыльями лишь 13 раз. Отсюда понятно, насколько трудно сфотографировать колибри в полете.

Количество энергии, которое птички расходуют ежедневно в поисках пищи (ведь им нужно облететь не меньше 2 тысяч цветков), во много раз превосходит количество энергии, затрачиваемое человеком, разумеется, если опять же привести вес этой крошки в соотношение с человеческим весом. Чтобы сравниться с колибри, мы должны вместо 3 тысяч калорий вырабатывать в 50 раз больше.

Соответственно велика и потребность в пище у колибри. Чтобы обеспечить организм протеином, жирами и минеральными солями, каждая из этих птичек-невеличек должна поймать не одну сотню насекомых, не считая высококалорийного нектара, который один составляет больше половины собственного веса колибри.

В отличие от бабочек, которые садятся на цветок, колибри «заправляется» на лету. Вися в воздухе на одном месте — число взмахов здесь колеблется от 30 до 100 в секунду, — птичка вводит свой острый клюв в чашечку цветка и высасывает раздвоенным на конце язычком капли нектара. Затем взмахом хвоста отбрасывает себя назад.

В противоположность райским птичкам, с которыми колибри делят славу самых красивых и самых таинственных, колибри не являются ни редкими, ни пугливыми. Но, несмотря на это, они все время задают ученым загадки и до сегодняшнего дня не поддаются точной классификации.

Умение этих нежных, прелестных созданий приспосабливаться к любым условиям позволяет птичкам противостоять жаре, холоду, засухе, дождям и даже коротким периодам мороза. Некоторые виды колибри регулярно отправляются в дальние опасные путешествия. Их видели, например, моряки за много миль от берегов Аляски. Как ухитряется этот крошечный,