Юный Натуралист 1972-02, страница 5

Юный Натуралист 1972-02, страница 5

3

так что промокли и непромокаемые спортивные курточки. Лишь знай вбирай голову в плечи и опять иди, иди по трясине, где когда-то прошла советская пехота, где фашисты наименее всего ожидали нападения.

— Ребята! — воскликнул вдруг Миша Савельев и показал рукою в сторону, где вырастал как будто холм среди болота. — Кажется, дзот...

И, когда подошли, сгрудились вокруг бетонированного укрепления, Николай Семенович подтвердил, что это и есть дзот.

— Всюду они окапывались, гады, — произнес Миша Савельев, зябко поеживаясь, окидывая взглядом гиблые места.

— А наши и тут прорвались! — ликующе сказал Андрей.

И необычайная гордость, наполнившая его, словно бы заставила забыть о дожде, об усталости, прибавила ему сил идти. Да и остальные путники, почувствовал он, тоже воспрянули и живее двинулись дальше.

А дорога через болота была как бы и впрямь дорогой войны, дорогой солдат: внезапно встали на пути кольцеобразные валы ржавой колючей проволоки. Николай Семенович взял себе в помощники его, Андрея, и Мишу Савельева, подступился к заграждению. Ножами прорубили проход.

Но и затем, все дальше, были опять болотистые места. И дождь все не переставал, не прекратился он и к вечеру, когда они выбрались наконец на твердь и решили ставить палатки.

Деловито, без лишних слов, по-солдатски быстро поставили палатки и принялись разжигать костер. А какой костер, если валежник сырой, если спички отсырели? Ну спички — это еще не беда, можно и зажигалкой поджечь, были бы сухие поленца.

Как ни бился Андрей, никак не разгорался огонь. И больно было видеть молитвенные почти взгляды девчонок, которые никак не могли согреться в палатке своей и то и дело выбегали под дождь в надежде, что будет, будет огонь!

Чтобы не показаться учителю растерянным или удрученным, Андрей принялся говорить о деле, о музее, о том, что почти готов отдел, посвященный комдиву Ивану Михайловичу Иванову. Оба — и учитель и ученик — знали все о комдиве, и все-таки именно здесь, на месте боев,. все склоняло к тому, чтобы поговорить о воинах, о героях. Тем более что именно они, следопыты, восстановили последний бой командира стрелковой дивизии: и как приказал комдив жителям лесной Мараморки уйти в лес, а сам с бойцами занял оборону, и как держал ее до последнего...

И все же очень ему хотелось сделать сейчас невозможное — разжечь сырые ветки. Потому что ничего невозможного для маленького солдата не существует: и через топи пройдешь, и огонек под дождем разведешь, и наберешься тепла и бодрости у походного огонька...

Э. КОРПАЧЕВ

г. Псков,

школа-интернат № 2

Рис. И. Филиппова