Юный Натуралист 1972-03, страница 25

Юный Натуралист 1972-03, страница 25

23

брюхе. Хотя ходы соседних нор иногда сливаются, образуя подземный птичий город, птенцы никогда не ходят друг к другу в гости, предпочитая расти в одиночестве. Если же происходит непредвиденная встреча, тупичата-соседи яростно кусают и щиплют друг друга клювами. Но и лишенные общества сверстников мо-* лодые тупики умудряются не терять

времени даром. В отсутствие родителей они упражняются в копании земли, готовясь к будущей самостоятельной жизни. К этому занятию молодежь относится добросовестно, и за гнездовый период старательно углубляет свою нору. Кстати, яркие ромашки растут в колонии тупиков исключительно благодаря стараниям ее хозяев. Почва каждый год так хорошо перекапывается и обильно удобряется, что ромашковые сады получают поистине прекрасные условия для развития. В старых, разреженных колониях, где норы роются не так часто и интенсивно, ромашки начинают уступать место красной дреме, щавелю, а позже кипрею. Брошенная же колония зарастает обычными тундровыми ягодами .— вороникой и морошкой, лишь слегка всхолмленная почва напоминает о недавнем существовании птичьего поселения.

Родители кормят птенцов рыбой. Тупики — настоящие морские птицы. В погоне за рыбой они могут

нырять на несколько метров в глубину и долго летят под водой, пользуясь крыльями. Чтобы не тратить времени на дорогу, взрослые птицы приносят птенцам на обед сразу по нескольку рыбок. Они прижимают их языком и клювом, и добыча свисает изо рта тупика живой серебристой гирляндой. В своих колониях тупики никогда не рискуют остаться без корма.

Но бывает и так: возвращается усталый тупик домой, несет целую связку песчанок или мелких сельдей, чтобы кормить птенца. Уже видны знакомая бухта и заросли ромашек на берегу. Вдруг из-за мыса ни дать ни взять черная молния, чирк по воздуху — и к нему. Тупику трудно лавировать в воздухе, в воде ему куда привычней. Не успеет заметить, откуда грозит беда, и его ударит кто-то по спине! Да еще раз! Бросит тупик рыбу — лишь бы живым остаться, развернется кое-как — ив море. В море его не поймаешь. А разбойник только того и ждал: закричал, захихикал мерзким голосом и кинулся собирать брошенную тупиком добычу.

Оказывается, этот пират короткохвостый поморник — птица, которая сама рыбу ловить умеет, но не любит, а предпочитает отнимать ее у подлетающих с моря тупиков, чистиков, гагарок, а то и друг у друга. Чтобы не подвергаться нападени-