Юный Натуралист 1972-03, страница 22

Юный Натуралист 1972-03, страница 22

20

Предвесенье — пора перелома, стремительного обновления. Что ни день — убывает у зимы сила былая, слабеет лиходейка. А как повеют теплые ветры, заблещут говорливые ключи, где уж тут зиме с весною спорить, лишь бы убраться подобру-поздорову. Март, хотя и сердитым приходится, снегами да морозцами норовит обернуться, но недаром же он «утром года», «протальником» называется. Март весну приносит. Отметь в своем календаре: начало снеготаяния; прилет грачиных стай; появление первых проталин;

зарождение в небе первых кучевых облаков;

прилет жаворонков и скворцов. Заметь сроки наступления этих ранне-весенних явлений природы в наступающем марте и сопоставь их со сроками прошлых лет. Кто имеет данные за пять лет, может вывести средние сроки начала фенологических явлений. Это необходимо для составления «Календаря природы» своей местности. В календаре надо указать средние, самые ранние и самые поздние сроки явлений природы.

Проверь правильность народных примет:

из березы течет много соку — к дождливому лету;

перелетная птица течет стаями — к дружной весне;

если грачи прямо на гнезда летят, весна будет теплой.

На проталинах земля показалась! Дымится на солнышке — пар идет. Но что это? Глинистый бугорок озолотился цветочками. Листьев нет, а на каждом мясистом цветоносе по желтой шапочке. Да это ж знаменитая мать-и-мачеха! Пусть кругом еще снега большие и лед на реках не рушится, а растение это уже проглянуло на свет, заулыбалось. Первая улыбка ранней весны.

Вот обрадуются пчелы, когда их выставят на волю! Мать-и-мачеха нектаром славится, первый взяток для улья — с нее. Но пока пчел еще нет, и на эти желтые цветы присядет разве что бабочка-лимонница. Она уж кое-где тоже пробудилась, проснулась и запорхала с проталины на проталину.

Теперь обувайтесь покрепче, за целебной мать-и-мачехой пойдем. Ее цветы пригодятся в лекарственном сборе. Чаем из них снимают завалы в горле, избавляются от кашля, хриплости и сипоты. Цветы рвут с частью стебелька, не длиннее пяти сантиметров, После медленной сушки сбор хранят в картонных коробках. Высушенная мать-и-мачеха на вкус горькая, но без запаха. Ранний сбор самый целебный.

А знаете откуда у растения этого сила берется? Из корневищ. Прошлым летом зеленые лопушистые листья мать-и-мачехи ловили солнечные лучи, усиленно откармливая корневище. Когда запас пищи оказался полон, листья увяли и отмерли под ударами осенних заморозков. Зато корневищу хоть бы что. Переждало лютую зиму, а как солнышко растопило снег — погнало мясистые стебельки, распустило шапочкой лепестки, трубчатые и язычковые.

Покрасуется в одиночестве накоротке, а там, глядишь, другие подснежники приспевают. В лесу — гусиный лук, хохлатки, фиалки и медуницы, а на лугу — селезеночник и чистяк. Тогда мать-и-мачеха как бы померкнет, а чуть спустя и совсем перестанет цвести. Опять настанет черед лопушистых листьев. Снизу они мягкие, теплые, а сверху твердые, холодные. Отсюда и название — мать-и-мачеха. Одна греет, другая холодит...

Впрочем, листья эти тоже нужны аптеке. Их собирают летом, рвут без черешков.

Растет мать-и-мачеха по глинистым обрывам, буграм и насыпям. Как она зацветет — половина снега сошла, возле речек появляется пестренькая трясогузка ледо-ломка, а в лесных крепях из берлоги встает медведь. Пора весну приветствовать. Уходи, зима, восвояси!