Юный Натуралист 1972-05, страница 37

Юный Натуралист 1972-05, страница 37

35

не. И он заковылял так, как не ходил уже много лет. Высоко нес голову, в глазах светились злоба и испуг.

Молодой бычок не последовал за ним. Он был достаточно взрослым, чтобы верить в собственные силы, но недостаточно умудрен опытом, чтобы сознавать свой долг перед стадом, и потому, дрожа от испуга, остался стоять на месте, прислушиваясь к доносившимся звукам. Внезапно он повернулся и помчался в горы. Природа не торопилась с раздачей инстинктов, и закон солидарности молодые быки познают лишь тогда, когда обзаводятся собственной семьей.

Старый бык не был стратегом. Он всегда шел только вперед и на сей раз не отступил от привычки: ринулся в самую гущу сражающихся. Там было его место.

Собаки с лаем бросились ему навстречу, вцепились в шерсть, но она была жесткой, как щетина, и до тела они не достали, а лишь повисли на быке, так и не сумев его остановить. Вокруг свистели пули, но они пролетали мимо. Старый бык прорвался к каре и занял свое место. Встал, тяжелый и надежный, прочное звено в системе обороны. С его появлением паника в стаде улеглась. Телята и коровы успокоились, перестали мешать быкам.

Каре стояло насмерть, и вряд ли какой-нибудь волк мог бы с ним теперь справиться. Настоящая живая крепость с отчаянными быками впереди. Но что стоила она против таинственного врага, который убивал, не подходя вплотную?

Пуля прошила вожаку грудь, и он рухнул мордой на землю. Из носа била кровь. Поднявшись на задние ноги, бык попытался снова стать в строй, но новая пуля попала в голову.

Навряд ли старый бык понимал, что происходит вокруг. Животные одно за другим падали замертво. Вначале быки первой линии, потом коровы, пытавшиеся занять

их место, и, наконец, телята. Всех сражали разрывные пули, разбрызгивая в легкие и сердце шипящий свинец. И только старый бык один стоял во весь свой рост. К нему тесно прижался годовалый теленок.

Кто-то из охотников крикнул:

— Кончай стрельбу! Теленок пусть идет, а старик нам сейчас не. нужен. Мясо у него жесткое, как манильский канат, его и мясорубка не возьмет. Пусть остаются.

Животных пощадили. Самого старого и самого молодого. Когда собак поймали и посадили на привязь, теленок хотел убежать, но старик стоял как пригвожденный. В ужасе, в раздумьях или отупев от старости? Никто не знает. Он лишь стоял, а охотники сдирали шкуры с его сородичей и разделывали туши. Он стоял и тогда, когда на санях отвозили мясо. Часами в одной и той же позе.

И лишь когда кругом стало тихо, он пошевелился. Окинув взором все, что осталось от стада, бык покинул место бойни. Беспомощный старец с прапраправнуком, идущим за ним по пятам.

Удивительный след вел по холмам на запад, черная и неровная полоска на свежем снегу. Огромные следы от старых разбитых копыт и маленькие точки от бежавшего сбоку теленка.

Без стада оба были обречены на смерть перед лицом наступавшей зимы. Старый бык, по крайней мере, знал свой приговор. Поначалу он почти не замечал теленка. Потом пытался его отогнать. Но других спутников у него не было, и вскоре старец о нем, очевидно, забыл.

Он продолжал идти. По равнине, которую мы зовем Вестфлюа, через долины Бедленд и Грейт-Уолли, на землю, где никогда не ступала нога человека и где долины, горы, нагорья до сих пор не имеют названия.

ЙЮН ЕВЕР

Перевод с норвежского

ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ ЕЕЕ ЕЕ ЕЕЕ ЕЕ ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ ЕЕЕ

Оказывается перья на спине

страус вместо собаки

Как известно, страус очень храбр, он смело атакует и догоняет любого своего врага. Это его качество использовали африканские пастухи, которые специально тренируют страусов для охраны овец. Тренированный страус может догнать любого врага и бесстрашно нападает на хищников, а удар его клюва может быть смертельным.

Каждый видел павлинов с распущенным хвостом, когда они во время тока, весной, расправляют свой великолепный шлейф. Но не многим известно, что эти длинные перья, украшенные на конце синими, с пестрыми ободками «павлиньими глазами», не перья хвоста, а растут прямо на спине. Перо шлейфа может достигать около двух метров в длину. Такие переливающиеся перья только у павлинов, павы же окрашены в простой землистый цвет.

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Законы старого вожака

Близкие к этой страницы