Юный Натуралист 1972-07, страница 36

Юный Натуралист 1972-07, страница 36

35

емы от комариной нечисти, и тем, что сами служат пищей рыбам. Одно время в Англии их использовали на корм для домашних птиц. Своих клопов не хватило, стали возить через океан из Мексики в бочках с водой. В каждой бочке сидело примерно четверть миллиарда гребля-ков — в пять раз больше, чем людское население всей Англии.

Гребляков можно видеть не только в воде. Во время вечернего лёта они, подобно бабочкам, слетаются на свет лампы и от яркого света совсем теряют голову. И горе гребляку, приземлившемуся у лампы. Его ножки, годные в воде на все случаи жизни, на суше бесполезны.

Живет в воде еще одно чудо, даже не чудо, а чудище водяное. Вытащить чудище из воды можно вместе с пучком водяных растений. Только смотреть нужно внимательнее. Хоть оно и крупное, но заметно с трудом, потому что похоже это нелепое существо на гнилой лист, утонувший в воде. По краям листа шесть цепких ног. Особенно угрожающе выглядят мощные передние ноги, вытянутые вперед наподобие клешней скорпиона. Самое страшное — торчащая на конце брюшка длинная игла толщиной со швейную. И все же, несмотря на весь этот маскарад, водяного скорпиона — так называют чудище — можно безбоязненно взять в руки. Никакого вреда он не причинит. И не скорпион он вовсе, а просто водяной клоп. Названием же своим обязан отдаленному внешнему сходству со скорпионом, и только. Грозная на вид игла, на самом деле мягкая, служит всего-навсего дыхательной трубкой.

Водяной скорпион — лентяй. Плавать он совсем не умеет и ползает очень медленно. Этот клоп не может всплывать к поверхности воды, чтобы набрать воздуха, как это делают гладыши и гребляки. Не спеша карабкается он вверх по водяным растениям, но наружу не показывается, а чуть выставляет из воды кончик трубки. Здесь уже не техника на грани фантастики, а седая старина. Тысячу лет

назад наши предки-славяне, воины князя Святослава, перед нападением на врага подолгу прятались в воде, дыша через тростинку. Водяному скорпиону с его старинной техникой приходится туго. Запас воздуха, набранный через трубку, невелик, поэтому опускаться глубоко и на долгое время клоп не может.

Трудно поверить, что это медлительное существо — хищник. Замаскированный под гнилой лист скорпион может долгими часами неподвижно ждать проплывающего мимо гребляка, водяного жучка или какую-нибудь личинку. Одно неожиданно ловкое движение сильных передних ног — и добыча крепко-накрепко схвачена. На широком бедре водяного скорпиона есть углубление, как на ручке перочинного ножа. К бедру крепко прижимается и аккуратно вкладывается в углубление узкая голень, причем не просто вкладывается, а запирается на крючок у основания бедра. Зажатой между бедром-рукояткой и голенью-лезвием жертве приходится прощаться с жизнью. Если же она успела удрать, клоп догонять не станет — куда ему! Ведь сам водяной скорпион даже при схватывании добычи с места не сдвигается

У водяного скорпиона есть дальний родственник — белостома, живущая в тропических озерах. Белостома похожа на водяного скорпиона, но не плоская, а выпуклая снизу, как жук-плавунец. Она и плавает хорошо. Роста белостома громадного — до десяти сантиметров. Это один из самых больших клопов в мире. В Индии и странах Юго-Восточной Азии бело-стом специально ловят на свет сильных ламп во время ночного лёта, а потом... зажаривают в масле с приправами. Чего не найдешь на индийском базаре, даже жареных клопов!

А как же противный клопиный запах? Его просто нет. Все водяные клопы: и гладыши, и гребляки, и водомерки, и водяные скорпионы — не пахнут.

В. КОВАЛЕВ, кандидат биологических наук