Юный Натуралист 1972-07, страница 39

Юный Натуралист 1972-07, страница 39

38

убедитесь, что я говорю чистейшую правду. Мое лукошко полно грибов.

— Да, но они какие-то странные.

— Вы, Анюта Глазка, упрямый цветок, и я не удивлюсь, если узнаю, что вы родня жгучей крапиве. Уверяю вас, луговнки — отличные грибы. Но про них не все знают. Ведь, как известно, все, о чем я когда-либо рассказываю, диковинно и необычно.

— Тогда расскажите же скорее о луговых грибах.

— Это сделает Александр Николаевич Стрижев.

К реке по грибы

Идут некоторые обочиной луга, выгоном или берегом реки, и невдомек им, что это грибные места. Да, тут можно набрать луговых опенков. Гриб с наперсток проскакивает рано, с первыми настоящими дождями и теплом. Обыкновенно уже в начале июня луговой опенок попадает в лукошко. Лесные же опята, собратья луговых, высыплют не скоро, о них даже пословица сложена: «Появились опенки — лето кончилось». Луговые, или, как их еще называют, говорушки, варушки, луговики, негни-ючки, встречают и провожают лето, лишь бы настало тепло и прошел спорый дождик.

Растут луговики среди злаковых трав и тысячелистника. Эта близость для трав не бесследна: в местах, где расположена грибница, они выглядят темными, более рослыми. Скот такую травку поедает неохотно. Часто грибница разрастается в «ведьмино кольцо», лысеющее постепенно (трава как бы чахнет и очень скоро выгорает). «Ведьмино кольцо» после обильного теплого дождя густо бывает усажено луговинами. У только что появившихся грибов шляпочка румяная, по форме — чистый колокольчик. У стоявших день-другой шляпка разрастается, распрямляется. Такие грибки еще брать можно. А у перестоявших шляпка трескается, разваливается: гриб пропал. Луговики мало поражаются личинками мух, но в жаркие дни иссыхают, «зажариваются».

Гриб-малютка бывает так многочислен, что, походив накоротке после дождя, можно набрать целую корзинку, а если нападешь на удачное место — и больше. Срывают только шляпки. Дома их перебирают, очищая от сора, моют в холодной воде, затем варят и жарят. Опытные кулинары готовят из луговых опенков ароматный соус, отдающий чесноком, гвоздикой, вишневой косточкой и миндалем.

Хорошо перед большим грибным сезоном побродить с лукошком за луговыми опенками. Да и в грибной сезон от говорушек отказываться не стоит.

— Слышу, про луга тут сказывают, грибы собирать советуют. Чудеса, да и только. А я вам загадку про луг скажу. Ну-ка, кто назовет травы дикие, что по лугам растут, в корм скоту идут? Ан все и не назовешь. Оттого что великое их множество. Но коль все Почемучки за дело примутся, глядишь и сосчитаете да неоценимую помощь людям окажете.

Вот вам какое дается задание. А уж как да что делать надобно, скажет вам сотрудник Всесоюзного научно-исследовательского института кормов имени В. Р. Вильямса кандидат сельскохозяйственных наук А. Г. Яртиев.

Приглашает на луг

Известно, что все, даже наиболее «старые», культурные кормовые травы когда-то были «дикарями». Они постепенно вошли в обиход сельского хозяйства. Еще до нашего летосчисления люди выращивали люцерну синюю и вику яровую. После 1500 года одомашнили клевер красный, лядвенец рогатый, тимофеевку, костер, овсяницу, лисохвост, мятлик, клевер белый.

В нашей стране встречается 17 125 видов растений, но кормовую характеристику получили только 4730 видов. Остальные ждут своей очереди. Сбор семян и изучение «дикарей» поможет отыскать новые кормовые растения для наших лугов. А кроме того, это прекрасный материал для селекционеров. Ведь «дикари» обладают долголетием, высокой урожайностью, устойчивы к болезням, вредителям, неблагоприятным условиям. Много у них и других хозяйственно ценных признаков, которые не всегда есть у их культурных сородичей.

Наши просторы от тундры до субтропиков богаты самыми разнообразными травами. Поэтому именно наша страна является источником, иногда единственным, для сбора многих видов и форм кормовых растений. Наши люцерны, донники, клевера и злаковые многолетние травы не случайно привлекают интерес не только советских, но и зарубежных исследователей.

Не раз ученые отправлялись за дикорастущими травами. Они помогли определить зоны, где растут ценные травы, собрали и привезли семена «дикарей», чтобы селекционеры смогли вывести более урожайные культурные травы.