Юный Натуралист 1972-08, страница 19

Юный Натуралист 1972-08, страница 19

На полях вот-вот поспеет овес, и теперь к овсяным полям из глубины Леса потянулись широкие борозды медвежьих следов. Медведь подходит к овсяному полю в темноте, долго прислушивается и принюхивается, а если заметит что-то подозрительное, то ляжет в стороне, в кустах, и ждет, когда все успокоится. Потом медведь выбирается из кустов и тихо обходит поле. Медведь загребает лапой овсяные метелки, старательно обсасывает их, а к утру снова скрывается в лесу.

O/jytft

Рис. И. Кошкарева Фото А. Щеголева

В лесу стало тихо, почти совсем не слышно кукушки, притихли зяблики, и только дрозды по-прежнему стрекочут, прыгают по кустам черемухи, сбрывают рябину. Отлетит в сторону стайка — и снова тишина. Но вдруг в этой тишине раздается громкий барабанный бой — «тррр-тррр-тррр!». Кто это? Почему раньше не было слышно такого голоса? Послушаешь, приглядишься — и только тогда догадаешься, что это черный дятел-желна снова отыскал к осени свой барабан. Последний раз барабан его гремел в конце весны, но сейчас, когда летние заботы окончились, черный дятел-желна снова объявил всему лесу, что он жив и здоров и что теперь вместе с клестами и белками будет провожать лето и встречать осень.

Потемнели орехи — в кузовок просятся. Ядра набрались тугие, рослые. Увлекательное это занятие — собирать орехи. Средь сетки веснушчатых ветвей и полога резных листьев хорошо видны гнезда лакомых плодов. Споро собирать этакий урожай, отрадно. Бережный съем обеспечит удачливый поход по орехи и на другой год.

На склоне полного лета по-весеннему огласились грачевники. Где б ни носились черные стаи, а нет-нет да завернут к родному гнездовью. И поднимается там такой галдеж, что издалека слышно кипение звуков. Накричавшись, грачиная станица дружно срывается с деревьев, уносясь на прибранные поля. Держатся сейчас ватагами и скворцы: предотлетные кочевки делают, жируют.

Уже не слыхать стрижей — теперь черед за ласточками. Первыми отбудут городские щебетуньи, за ними — деревенские касатки. Втихомолку, одиночкой, как и проживала, подалась в жаркие страны кукушка; кукушата улетят позже, без руководства взрослых. К концу месяца унесутся от нас иволги, чибисы, козодои, кулики-кроншнепы. Замечено, что чем севернее гнездится птица, тем южнее она улетает на зимовку.

Август открыл сбор грибов-листопадников. Как только лесная подстилка напиталась влагой дождей, отволгла от больших рос и густых туманов, выступил самый обильный слой грибов, ровесников свянувших, пожухлых листьев. Начинает тяжелеть корзина грибника, чаще, чем в другое время, попадут в нее белые, грузди, рыжики, маслята. А сыроежкам и счету нет, по-прежнему они ярче трав, листьев и подстилки.

3 «ЮЯый натуралист» № 8