Юный Натуралист 1972-08, страница 16

Юный Натуралист 1972-08, страница 16

ХОЗЯЕВА ЛЕГЕНДЫ

Удивительный мальчишка этот Се-режа Курышев! Его и хлебом не корми, только в лес отпусти. А матери каково! Заберется в самую глушь, ищи потом, волнуйся! Счастье еще, что не один ходит, а с приятелем. С Володей Афоньшиным. Тот такой же, как и Сергей. С виду оба тихие, робкие, а попробуй угонись за ними в лесной чаще! Словно не идут, а летят ребята в своих сапогах-вездеходах.

Ветлужский лес. Плотным темным кольцом опоясал он поселок Владимирское. Многие его называют дремучим, а вот Сережа и Володя с этим никак не согласны. «Заблудиться?! В своем-то лесу!» На десятки километров уходят они вглубь; и напрасно родители беспокоятся: каждое деревце, каждый ручеек и ложбинка укажут дорогу домой.

Нет, не дремучий у них лес, а таинственный. Сколько легенд и преданий таят его вековые сосны и ели! Задумчиво шумят на ветру, словно старые сказания нашептывают. Кажется, и лесная просека уводит мальчишек в глубь веков.

Вот, скажем, стоит в овражке небольшой колодезный сруб. Не раз

выручал ручей путника в летний зной. И напоит, и песню свою пропоет. Песню эту из поколения в поколение пересказывают деды внукам. Дошла она и до Сережи с Володей.

Оказывается, на том месте, где сейчас родник, споткнулся конь Батыя, выбив копытом из-под земли этот ручеек. Повернул хан в суеверном страхе свое войско назад. Захлебнулось здесь татарское нашествие.

И закадычным друзьям Сереже Курышеву и Володе Афоньшину хочется верить, что все было именно так, что их лес тоже сражался с врагом, хлесткими ветвями стегая непрошеных гостей. Для врага лес всегда скрытен, непроходим, для друга же — душу раскрывает. И в любое время года он интересен. Но летом — как никогда. Можно буквально задохнуться от дурманящего запаха смолы, черемухи, цветов. На разные голоса приветствует лес своих юных друзей. Сережа внезапно останавливается и прислушивается.

— Крапивница, — уверенно говорит он.

Володя утвердительно кивает. И вдруг как засвистит, подражая