Юный Натуралист 1972-10, страница 45

Юный Натуралист 1972-10, страница 45

И среди них много больших и малых озер. Идешь по лесу — и вдруг между деревьями что-то заблестит, не то небо, не то вода. Проберешься сквозь прибрежную чащобу — и перед тобой раскрылось озеро небывалой красоты.

Я люблю ходить на Черное озеро. Оно небольшое, но очень глубокое и со всех сторон окружено лесом. Озеро необыкновенно красиво. В нем водятся громадные щуки, которых даже боязно вытаскивать на плот.

В тот день я отправился на Черное озеро сразу за двумя зайцами: половить на кружки щук и накопать корневых отпрысков от гигантских осин. Я мечтал вырастить их в Подмосковье.

Стоял сентябрь. Но лето все еще не хотело уходить. День был жаркий, душный. И с самого утра на горизонте висела какая-то дымка. К полудню на голубом небе обозначился край огромной тучи. Она захватила добрую половину неба и уже подбиралась к солнцу.

Я рыбачил на плоту посреди озера. Пока я подчаливал к берегу, на воде уже появились круги от первых крупных дождевых капель. Дождь, все усиливаясь, скоро превратился в настоящий ливень, и не видно было ему конца.

Я спрятался под невысокой, но очень густой елкой, прижался к стволу и прислушивался к неутихающему шуму дождя. Когда ливень наконец затих и я вы-

лез из своего укрытия, были уже сумерки. По лесной глинистой дороге только что бежали потоки дождевой воды, и она стала мягкой и скользкой.

Вдруг впереди раздался шум. Какая-то крупная птица поднялась с дороги. Через некоторое время опять зашумело. Это взлетали рябчики и глухари, на каждом километре я вспугивал по две, три птицы.

Но зачем птицы собрались на лесной дороге поздним вечером?

Этот вопрос не давал мне покоя.

Утром я снова пошел в лес. В тех местах, где по дороге бежали потоки дождевой воды, образовались желобки, будто русла обсохших ручейков. И также как на дне ручейков, в желобках виднелись мелкие камешки. Они-то, наверное, и привлекли птиц. Рябчики, тетерева, глухари осенью переходят на грубую пищу — почки деревьев, разные семена, хвою сосны. Чтобы перетереть все это в зобу, нужны камешки. Осенью их приходится запасать на зиму. Не позаботишься вовремя — пропадешь.

Если в лесу нет крутых обрывов, выворотов, ручьев с высокими песчаными берегами, то осенью глухари даже вылетают на обочины шоссе, чтобы запастись мелкими камешками. А тут после ливня камешки сами появились на лесной дороге. Конечно, птицам не хотелось пропустить такой удобный случай.

— Фр-фр-фр-фр...

— О, аллах, эта страшная птица уже здесь!

— Спокойствие, Хоттабыч!

— О безумец, побойся ее клюва, острого, как у орла, и когтей, цепких, как у тигра. Стреляй же скорей! Или ты, как всегда, забыл ружье?

— Остановитесь! Это мудрый филин. Добрейшая птица.

— Так спросите же, Айболит, зачем он здесь.

— Ух, ух, ух, ух...

— Все понятно. Филин — предста витель лесной дорожной инспекции, поскольку прекрасно все видит даже в абсолютной темноте. Он просит показать лесные дорожные знаки, которые обещали придумать Почемучки.

— К сожалению, их пока прислали не все члены Клуба Почемучек. Но чтобы лесные жители не думали, что Почемучки забыли свое обещание, мы покажем знаки, которые предлагают расставить на лесных тропинках члены Клуба Почемучек четвертой средней школы города Пензы, и послушаем, какую они придумали сказку.