Юный Натуралист 1972-11, страница 20

Юный Натуралист 1972-11, страница 20

Погода неустойчива. Резкие похолодания сменяются оттепелью, мерзлая почва обнажается от порош и даже несколько прогревается. Тепло и влагу обыкновенно приносят ветры юго-западных и западных направлений. Морские воздушные потоки как бы смягчают норов нашей зимы, не дают ей установиться сразу в полную силу. Выправила погоду Арктика. Дохнула холодом и метелями да так, что даже крупные реки начали затягиваться льдом. Серьезно задержалась очередная пороша.

Прилетели пуночки — наши северные зимовщики. Родина пуночки Заполярье, Кольский полуостров, Новая Земля, побережье Ледовитого океана. Прилетает к нам с первыми настоящими холодами, а покидает, когда загремят ручьи. Летом пуночкин стол мясной — из насекомых, зимой же эта птичка вегетарианка — питается семенами сорняков. Любит копаться по дорогам в конском помете. В оперении спинки и брюшка преобладают белые тона.

А как подготовились к зимовью наши пресноводные обитатели — рыбы? В ноябре впадают в спячку карпы, караси и сомы. Когда температура воды снизится за шесть градусов (а ведь даже подо льдом температура воды ниже плюс четырех градусов не опускается), эти рыбы зарываются в придонный ил и тину, оставаясь на зиму совершенно неподвижными. Осетр, стерлядь и белуга к большим холодам окутываются слизью, которая предохраняет их от неблагоприятных воздействий среды. В водоемах, разумеется, много и бодрствующих рыб. В Плещееве озере, например, нерестится переяславская селедка — ряпушка. Повсеместно оживляется налим — бодрят холода; усилился жор язя. Хорошо берут насадки окуни и ерши.

Кажется, вот-вот уснет в реке всякая жизнь. И вправду, ушли на глубокие места лещи, скрылись щуки, сбились в стаи полосатые окуни. И только одна рыба — налим радуется зиме. Все лето налим скрывался под камнями, прятался от солнца под корягами и наотрез отказывался попадаться на крючок. А к зиме его будто подменили — выбрался на мелкие места, ожил, отдышался после летней жары и собрался в дорогу. Медленно, но упорно станут подниматься налимы в верховье реки, на мелкие места с быстрым течением. Там среди гальки и песка посреди зимы оставят свою икру. Такая уж у налима привычка — нерестится он в самые морозы, когда другие рыбы затихают на глубоких местах.

Как начались морозы, так и вылетели на березы первые тетерева. Теперь каждое утро стая тетеревов показывается над лесом, низко и тяжело летит к большой раскидистой березе, солидно рассаживается на ветвях. Сначала птицы чутко озираются, вытянув шеи, посматривают по сторонам — нет ли где врага, а потом одна за другой принимаются собирать березовые почки. Березовые почки — зимняя пища тетеревов. Но стоит отпустить морозу, стоит чуть потеплеть — и тетерева отправятся по осенней привычке на ягодники.