Юный Натуралист 1972-12, страница 17

Юный Натуралист 1972-12, страница 17

Иссык-Куль стала расти до 16 килограммов.

В кабинете начальника ЦПАУ висит географическая карта. Вся страна покрыта сетью стрелок, около которых изображены рыбы. Это пути их переселений, маршруты изученные, хорошо известные сотрудникам ЦПАУ — «цаповцам», как они себя называют.

Но прежде чем отправлять рыбу в полет, нужно решить множество сложных научных вопросов. Приживется ли рыба на новом месте? Как сложатся ее отношения с коренными обитателями водоема? Не будет ли вселенец питаться кормом живущих здесь ценных рыб? Подберет ли для себя нерестилища?

И вот ответ найден. Составлен рабочий план. Можно действовать. На ЦПАУ оживление. Готовится оборудование. Начинается пора командировок.

В сапогах и телогрейках отправляются они на реки. В леденящей воде собирают цаповцы икру лососей, ночуют в палатках, иногда не спят по нескольку суток, чтобы во время интенсивного нерестового хода рыб обработать, упаковать и отправить ценный живой груз. На реке Лене в полевых условиях инкубируют икру, чтобы переселить потом мальков ленского осетра в реки европейской части Союза.

Каждая икринка несет в себе жизнь. Каждая выросшая рыба даст многочисленное потомство. И цаповцы берегут, лелеют, выхаживают каждую икринку, каждого малька. В холод, в непогоду, когда по метеорологическим причинам задерживается самолет, укрывают телогрейкой ящики с икрой, летом в жару снова и снова меняют лед.

Ежедневный сложный, кропотливый труд... Но тот, кто любит романтику путешествий и открытий, вряд ли поменяет эту работу на другую.

Внуковский аэродром. Диктор объявляет:

— Произвел посадку самолет ТУ-104.

На поле выезжает машина. На ветровом стекле эмблема — земной шар и летящая над ним рыба. Это представители ЦПАУ.

Из грузового люка по транспортеру спускаются обычные на вид картонные коробки. Приглядевшись, видим на них наклейки все с тем же изображением летящей над земным шаром рыбы. Открываем одну из коробок — в ней полиэтиленовый пакет. Он наполовину залит водой, наполовину наполнен кислородом. В воде резвятся мальки. Ни один не погиб. Все чувствуют себя хорошо. Запас кислорода точно рассчитан до конца пути. Но любоваться некогда. Срочно грузим коробки в машину и мчимся на другой аэродром, чтобы скорей отправить их в конечный пункт назначения. С грузом летит сопровождающий. Всю дорогу он будет оберегать молодь рыб от высоких температур, проверять ее состояние.

Век техники, век скоростей.

Сегодня мы везем тысячи мальков, которые через годы дадут начало промысловым стадам.

Может быть, через столетие уже забудут коренные жители Каспия, что не было у них раньше кефали, а рыбаки сибирского озера Убинское будут рассказывать детям, что судак у них всегда водился. Может быть. Не это важно. Ежедневно выполняя свою работу, скромные труженики-акклиматизаторы оставляют неизгладимый след на планете — свой щедрый дар потомкам. И в этом великое счастье труда!

С. ДЕДЮХИНА