Юный Натуралист 1972-12, страница 43

Юный Натуралист 1972-12, страница 43

— В таком случае прошу вас, Мюнхгаузен, позволить мне сказать Почемучкам несколько слов.

— Сделайте одолжение, Айболит.

— Не сомневаюсь, что члены Клуба знают наше совершенно обязательное правило: непременно охранять красоту растений и покой животных. Итак, всем ли из вас известно, что вашей помощи ждут муравьи?

— Сейчас, зимой? Вы что-то путаете, Айболит!

— Вот именно зимой. Прошу выслушать и считать обязательным задание кандидата биологических наук Константина Николаевича Благосклонова.

Отчего погибают муравейники?

Случалось ли вам во время зимних прогулок встречать в лесу поврежденные муравейники? Большая дыра уходит глубоко в муравейник, она сквозная, с выходом на другой стороне. Конечно, вы старались заделать эту дыру, опасаясь, и вполне справедливо, что муравьи замерзнут. И пытались выяснить, кто это мог сделать. Человек? Зверь? Но на снегу нет следов. Значит, это птица.

Если повезет, можно застать и ее саму на месте преступления. От скрипа лыж, от разговора вдруг вылетает она из муравейника, вспыхнув на солнце золотом перьев надхвостья. Большая, с галку, почти вся зеленая, с красной шапочкой на голове, а самец еще и с красными «усами». Птица ярко выглядит на белоснежном фоне. Это зеленый дятел.

Несколько лет назад птица была большой редкостью в Подмосковье. В лесу Звенигородской биологической станции за 20 лет ее ни разу не встретили, а в 1970 году здесь гнездились сразу три пары зеленых дятлов. Все дело в том, что за последние годы в здешних лесах стало во много раз больше рыжих муравьев. Много пищи, много зеленых дятлов, для которых муравьи главный, иногда единственный корм.

Но не влияют ли эти птицы существенно на численность рыжих лесных муравьев?

Летом после малоснежной и морозной зимы 1971/72 года юные натуралисты на Звенигородской биологической станции обследовали муравейники. Оказалось, что на каждый нормальный приходилось четыре-лять сильно ослабленных. Муравьев на поверхности таких муравейников было мало, а когда их раска

пывали, то под верхним сухим слоем обнаруживали влажный, заплесневелый, без признаков жизни строительный материал. Может быть, муравейник был зимой раскопан дятлом и его залило весенними дождями? Повреждений дятла, конечно, уже нет, оставшиеся муравьи весной сразу же ремонтируют муравейник.

Может быть, виноваты не дятлы, а бесснежная морозная зима или то и другое вместе? Ведь и в предыдущую зиму было много разрытых зелеными дятлами муравейников, а летом мы не находили погибших. А может быть, вообще зеленые дятлы здесь ни при чем? Просто распространилось какое-то заболевание муравьев.

Решить задачу очень важно.

Исследование можно вести так: трижды учесть муравейники на одном и том же маршруте; в начале зимы, ранней весной и в мае — июне. Маршрут учета лучше выбирать по просекам, чтобы не сбиться при повторных обходах. Первый обход — инвентаризация муравейников. При глубоком снеге сделать ее трудно. Учитывать и описывать (размер, состояние) нужно, конечно, все муравейники, нумеровать, либо вбивая рядом колышек с номером, либо ставя номер на ближайшем дереве (мелом, краской). Второй обход делайте ранней весной, пока муравьи не принялись за работу. Теперь нужно установить, какие из муравейников были за зиму повреждены дятлами. И наконец, третий обход, в конце мая — июне, должен показать, что сталось с поврежденными муравейниками. Если муравьев будет мало, нужно раскопать муравейник сбоку, посмотреть, есть ли жизнь в глубине, сухо ли там. Хорошо бы сделать рисунки, фотографии повреждений и того, как насекомые восстанавливают свою постройку.

Результаты наблюдений и свое мнение, почему гибнут некоторые муравейники. пришлите в редакцию. Успешно поработавших ждет приз.