Юный Натуралист 1973-02, страница 33

Юный Натуралист 1973-02, страница 33

40

волокнами коконов, сплетенных гусеницами, и маскируют лишайником обычно с этого же дерева, так что гнездо трудно отличить от нароста. Когда наконец стенки гнезда готовы и для входа оставлено всего лишь небольшое отверстие, расположенное сбоку, чтобы в гнездо не попадал дождь, птички начинают утеплять гнездо перьями птиц, погибших от лап хищников, линной шерстью оленей и косуль. Нередко случается, что во время постройки выпадает снег и иногда почти целый день белеет шапочкой на еще недостроенном гнезде. Но теплые лучи весеннего солнца быстро растопляют его, и птички вновь принимаются за дело. В свое маленькое, но плотное гнездышко трудолюбивые птички натаскивают до дв'ух тысяч перьев рябчиков, дятлов и других птиц.

Через '2—3 недели гнездо наконец готово. С этих пор птички больше не летают на общую ночевку, а проводят ночь в своем гнезде. И даже после того, как появится первое яйцо и вылупятся птенцы. Приходится удивляться, как эти птички с длинными хвостами помещаются в таком маленьком гнездышке. Ведь потомство у них немалое — 8—14 птенцов. И неудивительно, что у самки после долгого пребывания в гнезде хвост становится сильно изогнутым.

С появлением птенцов у взрослых птиц забот прибавляется. Прожорливых малышей нужно досыта накормить, согреть, поддержать чистоту в гнезде.

Если за час родители вместе кормят птенцов до 43 раз, то за день они прилетят с кормом 336 раз.

Когда птенцы вырастут и покинут гнездо, вся семья отправляется странствовать по лесу. Так в кочевках незаметно проходит лето, осень, и вновь подступает холодная, голодная зима. Для птенцов это первая зима в жизни и, может, самая трудная. Многие гибнут от голода, холода и хищников, в живых остаются наиболее сильные и выносливые. Чтобы было легче переносить различные невзгоды, отдельные семьи собираются в одну общую стаю — вместе легче находить корм, веселее проходит день и незаметнее пролетает длинная зимняя ночь.

— Полагаю, вы уже успели взглянуть на эти картинки. Любопытна история появления этих рисунков.

Дело было осенью. Я бродил по саду, размышляя, чем бы удивить Почемучек. Ничто не нарушало тишину. Как вдруг: «ж-ж-ж». Нет, на пчелу не похоже.

«Тук-тук-тук». И на дятла не похоже. Так кто же тут? Странного вида человечек (весь из болтов и шурупов) что-то строгал, пилил, прилаживал, совершенно не замечая меня. Мне пришлось его окликнуть:

— Не будете ли вы так любезны объяснить, что вы задумали?

— Я, — ответил человечек, — придумал такое изобретение, которое не пришло бы в голову и самому Мюнхгаузену.

— Однако, — сказал я и подошел ближе, — перед вами барон Мюнхгаузен собственной персоной. А кто вы?

— А... а я мастер Самодел-кин!

И он показал мне свое изобретение. Я не мог воздержаться от восхищения и тотчас подружился с ним. Я попросил разрешения открыть его тайну. Само-делкин согласился, но с одним условием: открыть в Клубе мастерскую. «Великолепная мысль!» — воскликнул я.

И с сегодняшнего дня в Клубе Почемучек открывается мастерская Само-делкина. Юные мастера присылают чертежи, описания забавных самоделок, необходимых юным натуралистам.

О самых интересных узнают все. — чертежи будут напечатаны в' журнале. Конкурс мастеров рассчитан на все времена года. Итоги жюри подводит в декабре. Награда — приз мастера Са-моделкина.

— Из разных краев и областей пишут нам ребята о том, что будто бы в прудах и речках водится живой конский волос. Купаться в таких прудах страшно — ведь живой волос может проникнуть в кожу и вызвать опасную болезнь. Верно ли это? Отвечает ребятам Надежда Константиновна Но-скова.

Когда и где возникло это вздорное поверье, не знаю. Однако оно не лишено основания, как, впрочем, и все народные сказки, легенды, басни.

В пресной воде, особенно в мелких прудах, канавах и лужах, где вода хорошо прогревается, живет круглый червь — волосатик. Часто его можно увидеть около самого берега на песчаном дне. Червь этот бывает длиной до

метра, а толщиной всего в один миллиметр, черного или коричневого цвета. Внешне он, и правда, похож на длинный конский волос. Но бояться его совсем н'е надо — взрослый червь кусаться и тем более впиваться в кожу человека не может, даже если и захочет. У него совсем нет рта, он не питается, живет недолго и только для того, чтобы оставить после себя потомство, сохранить свой вид.

Самка волосатика откладывает в воду яички, из которых вскоре выходят крохотные личинки, снабженные острым хоботком. Они быстро впиваются в тело личинок водных насекомых, растут, питаясь их соками.

Больные, ослабленные личинки стрекоз, поденок, веснянок вскоре становятся добычей крупных хищных жуков-плавунцов, водолюбов. Личинка волосатика, конечно, попадает вместе со своим прежним, хозяином в тело жука и продолжает там расти и развиваться. И только накопив достаточно питательных веществ, личинка превращается во взрослого червя — у нее исчезает ротовое отверстие, она очень быстро растет. Вскоре червю становится тесно в теле жука, и он выходит на поверхность, в воду. Жук, конечно, погибает при этом.

Вот и вся история о страшном «живом конском волосе». А дальше начинается все сначала.

Так что волосатик, если и угрожает кому, так это только жукам. А наши смелые любознательные Почемучки его бояться не должны, хотя, конечно, изви: вающийся вокруг ног длинный тонкий червь эстетического наслаждения не доставит.

«Могут ли рыбы простудиться?» Такой вопрос задавала Рита Никозина из города Архангельска. Отвечает Федор Михайлович Полканов.

Могут. И даже легче, чем люди. Мы можем не ощутить разницы в пять-шесть градусов, а большинство рыб замечают. Рыбы относятся к холоднокровным животным. Мудрено ли, что колебания температуры на них отражаются? При простудах рыбы ослабевают. Тут уж не нужно какой-то специальной инфекции, чтоб они заболели. Такая инфекция в каждом аквариуме наготове, потому что буквально всюду проникают с пылью споры водного плесневого грибка са-пролегнии. Здоровым рыбам они не страшны, а вот простуженным...

На теле и плавниках появляются белые точки. Затем они разрастаются, образуя белый пушок. Схватишься вовремя — можно рыбу и вылечить. А не схватишься — рыбка погибнет. Лечить нужно соляными ваннами (столовая ложка поваренной соли на литр воды). Рыбу помещают в раствор на 10—20 минут. Больных обязательно нужно изолировать!

Любопытно, что рыбы простужаются не только от резких колебаний температуры, но и от резкой смены воды.

От простуды можно и вылечить, но лучше, конечно, их не простужать. Это несложно, следите за температурой, а воду меняйте осторожно: не больше трети, и подливайте отстойную.

— А теперь пора закрывать наше сегодняшнее заседание Клуба. До скорой встречи, друзья мои!