Юный Натуралист 1973-04, страница 9

Юный Натуралист 1973-04, страница 9

Рис. И. Захаровой

аждыи год, едва только пригреет весеннее солнце, сотни геологических партий по всей нашей стране начинают готовиться к отъезду. «Полевые работы» — так геологи называют исследования, которые проводятся в заранее намеченных районах. И главная задача этих работ — поиск. Идут геологи через леса, болота, горы, ущелья, внимательно приглядываясь к камням. Ведь не знает поисковик, где именно скрываются руды или кристаллы редких минералов. С утра до позднего вечера колотит он по камням молотком, тучей вьются над ним комары, лезет в глаза злая таежная мошка, солнце печет... Человек устает, внимание его притупляется. А надо быть особенно зорким. Кто знает, может быть, сделаешь всего два шага в сторону или даже один — и вот она, РУДа!

Да... Был бы у геолога подсказчик, который шептал ему: «В этом месте смотри в оба! Здесь будь особенно внимательным!»

Оказывается, такой подсказчик есть. Скопления больших количеств нефти, газа или руды замечают чувствительные геофизические приборы. Над месторождениями, даже если они запрятаны глубоко под землей, стрелки приборов, как правило, указывают необычные отклонения, называемые аномалиями.

Геофизические приборы очень помогают поисковикам. Они позволяют узнать, с какой скоростью мчатся в толще земной коры сейсмические волны, возникающие при подземных взрывах. Резкое усиление магнитного поля и отклонение магнитной стрелки компаса дают возможность выявить залежи железных руд. Так, с помощью магниторазведки были открыты богатые месторождения в районе Курска, в Сибири и на Кольском полуострове. А вот свинцовые, цинковые, медные, никелевые руды хорошо «проявляются», когда под землей пропускают электрический ток. Наконец, небольшой радиометр, висящий на груди геолога, уже в маршруте позволяет устайовить даже незначительную примесь радиоактивных элементов — урана и тория — в горных породах. Казалось бы, все хорошо. Но есть у наземного поиска существенный недостаток: невысокая производительность. По-прежнему горы, реки, непроходимая тайга стоят на пути разведчика.

А что, если геофизическую аппаратуру поместить на самолет или вертолет? Ведь им не страшны бездорожье, леса, болота. И даже в горах маневренный вертолет с аппаратурой на борту может успешно «прочесать» крутые склоны. Так возник аэропоиск. И ведущее место в нем заняла радиометрия, иначе говоря, измерение