Юный Натуралист 1973-07, страница 17

Юный Натуралист 1973-07, страница 17

23

КТО КАК СПИТ?

Как ни странно, но ученые пока не пришли к единому мнению, каким образом и почему наступает сон. Существует предположение, что в течение дня в мозгу накапливаются или просто вредные вещества (так сказать, мусор, остающийся от обычного обмена веществ), или специальные снотворные вещества. Когда их становится слишком много, мозг бросает все обычные дела и устраивает «санитарный час», чтобы произвести генеральную уборку. То есть засыпает.

Действительно, если взять кровь у собаки, которой несколько дней подряд не давали спать, и ввести ее только что проснувшейся, та тотчас снова заснет. Особенно сильнодействующие снотворные вещества удалось добыть из крови и мозга животных, впавших в зимнюю спячку. Видимо, они помогают сусликам, ежам и другим животным, засыпающим на все холодное время года, зимой не просыпаться.

Кроме снотворных, в мозгу обнаружили вещества с противоположным действием. Стимулятор бодрствования помогает нам просыпаться. Интересно, что его одинаково много в мозгу хорошо выспавшихся животных и проведших несколько дней без сна. Как бы мы после бессонницы крепко ни спали, стимулятор бодрствования обязательно нас разбудит.

Для всех функций человеческого тела в мозгу имеется специальный командный пункт. А нет ли такого центра, который руководил бы сном? После длительных поисков в мозгу был найден участок, раздражение которого электрическим током вызывает у животных сон в любое время дня или ночи. Вскоре обнаружили второй командный пункт — центр бодрствования. Раздражая его, удается мгновенно разбудить животное от самого глубокого сна.

До сих пор подлинное значение центров

бодрствования и сна не выяснено. Ясно одно, не в них основная причина наступления сна. Великий русский ученый И. П. Павлов заметил, что если нервной клетке головного мозга приходится выполнять непосильную работу, способную привести ее к полному истощению, то она не погибает, а задолго до полного оскудения прекращает действовать, впадая в особое тормозное состояние. Когда в мозгу оказывается много заторможенных клеток, наступает сон.

Сон — явление всеобщее. Все живые существа нуждаются в нем. Правда, мы до сих пор не знаем, спит ли муравей, когда, раскинув лапки, лежит ночью у себя в подземелье. Еще труднее узнать, не задремала ли медуза, повисшая неподвижно в толще воды.

Некоторые ученые считают, что есть животные, умеющие обходиться без сна. В этом подозревают всех жвачных: коров, овец, верблюдов. Действительно, днем им приходится усердно щипать траву, чтобы до отказа набить желудок, а всю ночь жевать жвачку. Выходит, им совершенно некогда спать.

К лику неспящих причисляют акул. Дело в том, что их жабры несовершенны. Чтобы вода в них хорошо циркулировала, чтобы акула не задохнулась, она должна все время плавать.

И всё же и верблюды, и овцы, и акулы спят. Только сон у них дробный. Одни части мозга спят, другие бодрствуют, управляя движением плавников или жевательных мышц.

В этом нет ничего удивительного. Во время сна наш мозг не спит целиком. Даже при самом глубоком сне человек дышит, у него работает несколько мышц. И как ни проста их работа, мышцами все же нужно управлять. Выходит, дыхательный центр мозга даже во время сна не дремлет.

Примеров дробного сна можно привести немало. Недавно выяснилось, что птицы могут спать на лету. Незадолго до отлета аистов на юг орнитологи прикрепили к телу птиц специальные приборчики. Их показания позволили выяснить, что птицы, находящиеся в середине каравана, спят во время полета. Вот, оказывается, почему аисты на лету время от времени меняются местами. Видимо, им необходимо вздремнуть, чтобы выдержать тяжесть дальней дороги.

Миниатюрные магнитофоны, которыми птицы были снабжены в полете, рассказали, что держаться в строю аистам помогают звуки, идущие от птиц, летящих впереди и сзади. Чтобы спать на лету, аист должен иметь в своем маленьком мозгу, по крайней мере, два работающих пункта в двигательной и слуховой областях.

Сколько нужно спать, чтобы мозг пол-ноатью восстановил свои силы? Больший-