Юный Натуралист 1973-09, страница 25

Юный Натуралист 1973-09, страница 25

еивкл-

БУРКА

Они из отряда буйных носорогов и непокладистых зебр (фото 3). Мы едва ли преувеличим, если скажем, что для нас союз с лошадью был самым плодотворным из всех союзов, когда-либо заключенных с животными. Его последствия — освоение территорий, оседлая жизнь, основание цивилизации.

А вначале было приручение, равное подвигу. Поистине одного памятника мало тому бродячему охотнику, который сумел взять на службу животное с такими достоинствами!

Взгляните на лошадь. Ее вогнутая спина будто специально создана для седла, ее удлиненная морда и плечи — для хомута, и только у нее во рту возможны удила. Ее ноги — для быстрого бега, ее копыта — для подков, а ее неутомимость в работе выше, чем у такого силача, как слон.

У лошади удивительная память на места и предметы. Кому приходилось довериться лошади на ночных осенних дорогах, где и днем не мудрено заблудиться, тот навсегда оставит в своем сердце глубокое уважение к ее искусству ориентирования: она — пусть ни зги не видать! — привезет к дому.

Проработав часов пятнадцать в сутки, лошадь только немного поспит — хоть стоя! — и умудряется пастись. Причем, если есть такая необходимость, на израсходованных пастбищах, где коровы не могут урвать ни травинки. И не имеют вредной привычки выдергивать растения с корнем, как это делают козы. Кстати, пропитать лошадь чрезвычайно легко: два килограмма овса в день — и она сыта.

В XVI веке некий де Сотто, пират, прельстившись богатствами Северо-Амери-канского континента, сменил свою профессию <4 1. на конкистадорство. Силы для преодоления