Юный Натуралист 1973-12, страница 30

Юный Натуралист 1973-12, страница 30

41

На вершине этой сопки мы неожиданно увидели стадо диких оленей. По заданию заповедника два дня строили на берегу моря кордон — домик лесника.

Уезжали из Заполярья другими: повзрослевшими и более сильными. И еще: мы научились ценить дружбу.

Мои друзья — птицы

В очень интересной экспедиции удалось мне побывать. Наш маршрут проходил по удаленным уголкам Восточного Казахстана. Он был очень интересным и, конечно, трудным. Места дикие, не тронутые рукой человека, очень богатые и необыкновенно красивые. Руководил экспедицией зоолог Борис Васильевич Щербаков. Мы изучали птиц Западного Алтая. Установили, что в этих местах гнездятся: кедровка, щур, певчий сверчок. Впервые в Восточном Казахстане нашли гнездо поползня и отметили новый вид — обыкновенную горлицу.

Я очень люблю птиц. Они — мои друзья. В свободное время веду наблюдения за птицами, которые водятся в окрестностях нашего села, собираю материал для доклада «Птицы окрестностей села Березовка в пойме Иртыша».

— Мне кажется, Лаганель, вы хотите еще что-то сказать, не так ли?

— Вы правы, Мюнхгаузен. Очень любопытные наблюдения нам прислал доктор биологических наук Минна Николаевич Лозан. Послушаем его.

Хитрость горностая

Зоологи давно установили, что горностай — дерзкий, кровожадный и не по росту сильный зверек. Обычно он охотится на мышей, полевок, серых крыс, залезая в их норы и уничтожая все их семейство.

Мне пришлось долгое время искать гошостая в различных местах: в лесах, по берегам рек и озер, на полях. Однако мои старания заканчивались неудачей. Но как часто у зоолога бывает, порой ищешь одно, а наталкиваешься на другое.

Сидел я однажды вечером на старой заросшей дамбе, проходящей поперек

плавней. Меня сопровождал местный двенадцатилетний мальчик Степа — заядлый охотник и рыболов, до тонкости знающий звериное население этих мест. Степа часто уверял меня, что видел на сплавинах горностаев, но я ему не верил.

Мы расположились недалеко от норы выдры и, притаившись, ждали, когда она выйдет. Нас облепили комары, которые, как мне показалось, дсобенно облюбовали нос моего товарища. Но он терпеливо и молча переносил их укусы, не шевеля даже пальцами. Невдалеке

была затоптанная небольшая площадка, на которой выдры по утрам грелись на солнце.

Через некоторое время послышался легкий прерывистый шорох. Мы пристально смотрели на площадку и вдруг заметили маленького зверька с большой черной головкой. Минуту спустя мы поняли, что это горностай держит в зубах водяную полевку.

Впоследствии я часто навещал это место днем, вечером, на рассвете. И установил, что горностай обитает в норе, вырытой водяной полевкой в дамбе, что его нора имеет один главный выход, а другой — аварийный. Мне стало ясно, по каким тропинкам бродит зверек, куда он уходит и чем промышляет.

Частые посещения привели к тому, что прежний страх и осторожность зверька превратились в любознательность. Он стал изучать мои «повадки» не менее усердно, чем я его. Иногда притворялся, что не замечает меня, и затевал игру.

Как-то осенью я вновь поехал в плавни и, хотя времени было в обрез, все же пошел повидаться со своим знакомым зверьком. Приблизился к месту и спрятался недалеко от площадки.

21

На этот раз горностай довольно скоро появился. Заметив меня, сделал несколько движений лапками, головой, затем исчез.

Я уже собирался уйти, как вдруг вновь услышал знакомый шорох. Зверек вышел, поднялся на задние лапки, посмотрел вокруг, а потом свернулся в клубок и стал вихрем кататься по площадке. Спустя минуту горностай стоял как вкопанный в позиции смирно. Его затеей заинтересовались тростниковые камышевки. Несколько птиц прилетели к месту происшествия и стали робко приближаться к зверьку. Тут произошло то, чего я меньше всего ожидал. Горностай молниеносным прыжком напустился на одну из птиц, схватил ее зубами и скрылся в зарослях.

Дальнейшие наблюдения за зверьком убедили меня в том, что он часто применяет этот прием во время охоты на камышевок.

— День добрый, люди мудрые, Почемучками прозванные. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Скольких людей порасспросили, сколько книг перечитали те, кто взялся сочинять пословицы-поговорки мудрые о природе нашей раскрасавице. И прислали их в Клуб видимо-невидимо: Таня Копысова, Саша Дмитриев, Таня Хицова, Саша Григоркин, Наташа Загайнова, Феликс Лейбинский и много других ребят.

— Еще минутку внимания! Любопытное письмо я обнаружил в почте нашего Клуба.

— Оно, конечно же, о насекомых, Паганель?

— О нет, Мюнхгаузен. Прошу прочитать.

Я нашел орхидею

С детства я люблю читать книги о далеких странах, об их флоре и фауне. Однажды я прочитал статью об орхидеях — прекраснейших цветах на всем земном шаре. И еще прочел, что в Литве можно встретить около 36 видов орхидей.

С того времени у меня зародилась мечта самому найти хотя бы одну орхк дею. И вот в один солнечный майский день я гулял по старому запущенному парку около озера. Вдруг мое внимание привлекли цветки одного растения: у них были все признаки орхидей. Я при

нес это растение домой и хорошо исследовал. Оказалось, орхидея, мною найденная, — одна из красивейших в Литве. Ну и было радости!

Штилюс Видмантас

с. Дауглаукис

— Полагаю, комментарии излишни?

— Нет, почему же. И прежде всего интересно, что на это скажут Почемучки.

— Интересно? Пожалуйста, слушай.

— Кого слушать, Хоттабыч?

— Лену Федорову и Марину Корсун. Они пишут: «Если кто-нибудь найдет орхидею, пусть устроит нечто вроде заповедника. Иначе эти ценные растения будут уничтожены. А все мы, Почемучки, должны охранять редкие растения и вообще природу». А. разве так поступил Штилюс?

— Мюнхгаузен, вы забыли о приглашении в гости. Ведь и это конкурс.

— Ничуть не забыл. Вот Марина Герасименко приглашает меня в Звенигород. У них соловьев можно слушать, не выходя из дому. Но приглашений от Почемучек, которые хотят удивить меня своими находками и открытиями, я получил очень мало. Странно и непонятно. Я бы с радостью отправился к ним в гости. Буду ждать. А пока благодарю Марину за приглашение.

Даже сегодня мы не можем закончить наше заседание без нескольких «почему». Вопросы прислали:

У какого животного самый «скверный» характер?

Нина Коробейко

Брестская обл., д. Орехово

Почему насекомые: пчелы, осы, мухи, комары и другие, когда летят, жужжат и пищат, а если сидят, то не издают ни единого звука0

Кира Савельева

г. Рига

— А теперь прощайте, друзья мои. До новых встреч в новом году!