Юный Натуралист 1974-02, страница 35

Юный Натуралист 1974-02, страница 35

39

Летом клетка с поросенком стояла неподалеку от снежного дома. После того как он растаял, на его месте образовалось небольшое, но довольно глубокое озерко, покрывшееся теперь молодым ледком. Нужно было «переселить» поросенка на новое место.

Но поймать Пятачка было непросто. Стоило только приоткрыть крышку ящика, как поросенок проскочил мимо рук и угодил в воду. Пятачок долго не показывался. Полярники забеспокоились: так и простудиться недолго. Наконец на противоположном конце озерка лед начал приподниматься, потом с треском лопнул, и появился мокрый взъерошенный Пятачок. Вид у него был настолько жалкий, что все бросились помогать ему взобраться на крутой и скользкий ледяной берег. Кто-то набросил на замерзшего Пятачка свою куртку.

Купание в ледяной воде не прошло Пятачку даром. Он простудился.

— Да, приятно слушать сообщения тех, кто заботливо относится к животным.

— И тем печальнее, когда сталкиваешься с жестокостью. И я повторяю, жестоким поступкам Клуб объявляет суд. Главный судья — Айболит. Обвинители — Почемучки.

— Прошу уточнить, Мюнхгаузен: обвинять имеет право только тот, кто сам бережно относится к животным и подтвердит это своим рассказом.

— Заседание продолжается. Слово Петру Петровичу Смолину.

Весна пернатых

Зима на исходе. По краям крыш выстроились длинные ряды прозрачных хрустальных сосулек. На солнечной стороне снежных круч ласковые весенние лучи выткали чудесные ледяные кружева. Потемнели дороги. Но зима не собирается еще сдавать свои позиции. Стоит солнышку скрыться — и

она становится полновластной хозяйкой. Метут метели, щиплют за уши и за нос морозные утренники. Но пернатых не обманешь. Своими внутренними часами они отчетливо чувствуют приближение весны и настраиваются на весенний лад. В солнечные дни зимняя пернатая армия всяк по-своему выражает свои весенние настроения: закончили начатые в декабре воздушные игры черные вороны. Ворониха уселась на гнездо, а ее спутник жизни занял свой сторожевой пост на вершине одного из соседних деревьев.

Уменьшились зимние стан галок, зато около пригодных для гнездовий мест чинно и важно расселись галочьи парочки. Прославленные птицы мира — голуби теряют установившуюся за ними хорошую репутацию и ведут жаркие бои за места гнездовий.

Домовые воробьи закончили сезон хорового чириканья и поспешили занять все места, где, по их воробьиным понятиям, можно свить гнездо. На свалках среди воробьиных и галочьих стай щеголяют иссиня-черным оперением первые вестники весны — белоносые грачи — разведчики.

Полевые воробьи усиленно сверяют свое поведение с расписанием погоды — в пасмурные дли они собираются в стаи, а в солнечные каждая парочка этих веселых птичек спешит к облюбованному дуплу и выглядывает из него, сообщая своим сородичам, что квартира занята.

Полой звуков зимне-весенний лес: энергично барабанят дятлы, колокольчиками звенит синичий хор. Нескладную, нестройную песенку бормочут сойки. Как приветствие приближающейся весне разносится по лесу веселая, задорная песенка пищухи.

Позвольте, скажет читатель, хорошо знакомый с зимней жизнью птиц, ведь все названные песенки звучат в лесу уже с середины зимы. В чем же тогда особенности птичьего пения в предвесенний период?

Действительно, в конце зимы совсем немного птичьих голосов. Особенность ранневесенних концертов не столько в добавлении новых голосов, сколько в нарастании интенсивности пения. В середине зимы голоса пернатых звучат робко и неуверенно, а к весне птичий хор звучит с большим азартом. Но появились и новые солисты. Ручейками звучат песни гаичек. Раскатистая трель лазоревки доносится с вершин ивняка. Долбит звонкую песенку бойкая московка, а хохлатая гренадерка дополняет ее короткими повторяющимися трельками. С вершины высоких деревьев протяжно свистит поползень. И вся эта птичья