Юный Натуралист 1974-02, страница 7

Юный Натуралист 1974-02, страница 7

ДЛЯ РЫБНЫХ УРОЖАЕВ

Лет десять назад я рыбачил на Дону чуть ниже станицы Семикаракорской. Река в том месте поделена большим песчаным островом на два рукава — судоходное русло и протоку, а потом сразу поворачивает вправо, образуя выше и ниже острова стремнины и водовороты. Спиннин-говать там — одно удовольствие. Особенно если повезет.

Но и в этот раз мне не везло. К полудню, собрав снасти и перебравшись через протоку, я пошел правым берегом к парому. У переправы в тени развесистой вербы уже ждали такие же, как и я, неудачники. Только у одного старика в корзине из ивовых прутьев золотел десяток словно литых сазанов. Все любопытствовали насчет уловистого места, наживки, привады. Старик отмалчивался, а потом в сердцах сказал:

— Да разве то рыба? По прежним временам я б за утро ее целый мешок словил... Да и как ей быть — шум на реке.

Он кивнул на караван барж, что тянулись вверх по течению, перегородив дорогу парому. А потом продолжал:

— Раньше, когда рыба шла на нерест, церквам даже по праздникам было запрещено звонить в колокола. Чтоб не пугать. А теперь по Дону толчея...

Я вспомнил о той давней встрече ны

нешним летом, когда снова побывал на Дону. С берега зеленого острова, любимого места отдыха ростовчан, я попытался сосчитать шедшие мимо речные суда. И скоро сбился со счета. Не успевала одна «Ракета» или «Метеор» скрыться из виду, как следом или навстречу уже мчался другой скоростник, подняв над водой свое узкое тело. Самоходки и баржи с буксирами везли хлеб, лес, машины. Пассажирские теплоходы начинали рейс к Москве и Ленинграду. Ревели рыбацкие моторки и спортивные скутера. Плыли яхты. Байдарки. Каноэ.

Мне показалось, что сейчас за шумом моторов вряд ли был бы слышен церковный звон, если даже ударили во все колокола.

— Так уж случилось, что реку в первую очередь рассматривают как транспортную артерию. Поэтому первая забота — о нуждах речников. Затем — энергетиков. Сельское хозяйство стоит на третьем месте. А уж на последнем среди всех пользователей реки — мы, рыбники.

Это говорит Михаил Константинович Спичак, директор Азовского научно-исследовательского института рыбного хозяйства. И спрашивает:

— Вы были когда-нибудь на плотине Цимлянской ГЭС?