Юный Натуралист 1974-05, страница 41

Юный Натуралист 1974-05, страница 41

40

и Приморье, яйца куда крупнее, ей приходится подлаживаться под размер яиц кладки своего хозяина — сибирского жулана. А у всем известной кукушки обыкновенной одни самки несут яйца покрупнее, чтобы подбросить их в гнездо жулана, другие помельче — для гнезд трясогузок и другой птичьей мелкоты. Более крупные яйца, чем в кладке хозяина, нужны кукушкам вот для чего. Из такого яйца кукушонок вылупляется раньше и оказывается сильнее, чем его сводные братья и сестры. Поэтому ему легче выбросить их из гнезда, и весь корм, который приносят приемные родители, достается ему одному. Иначе и нельзя. Кукушонок-тс большой. На всех корма не хватит.

Важно при этом и то, что более крупные яйца привлекательнее для приемных родителей. Их они выбрасывают реже. Вот и получается противоречие: с одной стороны, кукушкам лучше нести яйца помельче, с другой — покрупнее. В результате отбора установилась наилучшая величина кукушечьих яиц. И появилось такое приспособление у кукушек не сразу, а за сотни тысяч лет.

— Ах, как мне жаль бедную птицу! Сколько забот, сколько хлопот!

— Нашел кого жалеть, Айболит! А по мне, кукушка, она и есть кукушка.

— Вы заблуждаетесь, Врунгель. Все без исключения птицы требуют человеческой заботы.

— Не спорьте, друзья мои! Недалек тот день, когда все мы отправимся в Птнцеград. Это обещал мне мой друг. Однако не будем опережать события и продолжим заседание Клуба.

— Слово Екатерине Леонидовне Дмитриевой.

Ищем триионодонтов

Наша машина отсчитывает километры, и мы оказываемся в одном из мест раскопок древней фауны в северозападном Гоби. Впервые его открыл зна

менитый русский путешественник П. К. Козлов, а в последние годы в этих местах ведут раскопки сотрудники Советско-Монгольской палеонтологической экспедиции. На много километров здесь простирались давно исчезнувшие пресноводные озера, по топким берегам которых около 130 миллионов лет назад бродили небольшие двуногие растительноядные пситтакозавры, или ящеры-попугаи, названные так за клюв, подобный клюву попугая. В зарослях прибрежной растительности обитали крупные четвероногие анкилозавры, гигантские двуногие хищные динозавры и многочисленные мелкие ящерицы. А в самих озерах — массивные, до 30 метров длиной и 30 тонн весом, четвероногие зауроподы с длинной змеевидной шеей, маленькой головой и .длинным хвостом, а также черепахи, пресноводные рыбы, насекомые, ракообразные, двустворчатые моллюски. Вся эта богатейшая фауна постепенно вымерла, и теперь по берегам существовавших некогда водоемов, в их отложениях палеонтологи находят многочисленные их остатки: зубы, черепа, кости, а иногда и целые скелеты этих животных. Но мы стремились в эти края ради древних млекопитающих. Здесь были обнаружены мелкие, от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров, и очень хрупкие челюсти, зубы, многочисленные кости и некоторые фрагменты черепов пяти древнейших отрядов самых первых млекопитающих — многобугорчатых, триконодонтов, симметродонтов, триту-беркулят и насекомоядных. Поскольку они были невелики и хрупки, пришлось, чтобы их собрать, применить особый метод так называемой «промывки». Косте-носную породу засыпали в мешки, перевозили к реке и здесь остатки отмывали от песка и глины в специальных ситах. Кости выбирали вручную. Затем собранный материал сушили, разбирали и систематизировали. За два года сотрудники экспедиции промыли около 130 тонн породы и добыли более 500 челюстей архаичных млекопитающих. Они принадлежали небольшим, не более мыши, животным. Юркие, очень подвижные и в то же время незаметные, они обитали вместе с гигантскими рептилиями по берегам озер, рек и временных водотоков. Одни из этих зверей вели хищный образ жизни, другие, по-видимому, питались зернами и плодами. Ученые об этом судят по строению их зубов и черепов. Например, коренные, снабженные многими бугорками зубы использовались животными для раздавливания пищи, а один из предкорен-