Юный Натуралист 1974-08, страница 18

Юный Натуралист 1974-08, страница 18

20

рассвета дольше стало. Солнце поутру не скоро подбирает тяжелую росу, особенно с поемных лугов и лесных полян. Жемчугами, брильянтами блистают тогда росные травы, будто волшебником разукрашенные.

Жухнут застарелые некоей с их грубостебельными пижмами, луговыми васильками и донниками. Рядом кое-где достаивают великолепные нивянки, прозываемые в быту большими ромашками. Насыпи все еще обметаны разноцветным вьюнком. Интересно: венчики этой травки утром розовые, днем красные, а вечером кажутся совсем белыми. Прямо-таки растение-хамелеон. В саду пора рослых георгинов. Цветы головастые, красочные, с толстыми зелеными стеблями и крупными резными листьями. Георгинам и венчать садовое лето. В яркий погожий день георгины остановят даже равнодушного человека: вот как хороши, любуйтесь!

Вянет лето. В двадцатых числах с берез и лип начнут слетать первые раскрашенные листочки. Так открывается листопад. Запишут фенологи в свои тетради и сведения об отлете таких птиц, как кукушки, стрижи и городские ласточки. Чтобы лучше проследить за характером фенологического явления, при отлете птиц замечают: начало отлета, массовый отлет

и срок, когда видны были последние птицы.

На лугах голубыми бантиками украсился цикорий, по-другому — петровы батоги: жесткие длинные ветки без листьев — как есть батоги. В розовых клубках соцветий чертополоха роются шмели и пестрые бабочки. Вдоль садовых дорожек краснеют тяжелые хвосты амарантов, широко

раскинулось лепестковое кружево гортензий. В конце лета их султаны подернутся пурпуром, а пока светлые-светлые, до блеска.

Наступил зенит грибной поры. Где только не увидишь грибника с корзиной! А находки самые разные. Увесистые моховики и стройные подберезовики, толстогубые свинушки и крепкие, с чайное блюдце зеленые сыроежки. В сухом чернолесье нет-нет да попадется белый гриб, тугой, не источенный личинками насекомых. Не спешите уходить с места находки, осмотритесь, ведь боровики семьями держатся.

У любителей ягод свои радости. Брусника поспела, это ль не диво! На опушках, по вырубкам цветным рядном стелется яркий брусничник. Средь зелени листочков красными монистами кажутся сочные, вкусные ягоды. Собирать их споро, только горсточками сдергивать успевай. Брусника хороша свежая, в варенье, джемах и совсем отменна моченая. Банка моченой брусники окажется зимой самым лучшим лесным подарком.

Гуще румянец калин и рябин. Теперь уж не пройти равнодушно мимо этих симпатичных кустиков. Рядом дозревают, набирая крутые ядра, лещинные орехи. Осторожно снимайте орехи, не ломайте зря ценные деревца.

А. Стрижев

ВОДЯНИКА

Была я в экспедиции на реке Индигирке, в холодном Оймяконе, где, как известно, находится полюс холода. Природа там суровая и очень красочная. Быстрая, широководная река с порогами, высокие хребты. Летом, когда белые ночи путают день с ночью и золотистый закат допоздна освещает вершины, так и хочется бродить по тайге сутками, тем более что интереснейших растений здесь полным-пол

12

но, и для ботаника это поистине неизведанный край. Каких только красочных растений в пути не встретишь! Пойдешь в топкий лиственничник, и нога утопает в мягком, красочном ковре. На нежно-зе-леном фоне сверкают крупные красные ягоды арктоуса, или северной волчьей ягоды. Как бы аппетитны на вид эти ягоды ни были, есть их нельзя: они ядовиты! Рядом с ними блестят, как черные бусины, ягоды водяники. Есть-то их можно, но попробуешь одну и сразу почувствуешь водянистый неприятный вкус. На Камчатке, рассказывали мне старожилы, прозвана эта ягода водяникой за то, что хорошо утоляет жажду.

Листья водяники резко отличаются по форме от других листьев. На первый взгляд их можно принять за хвоинки — маленькие, тонкие, торчат они на побеге во все стороны. Но нет, водяника относится к семейству водяниковых и недалекая родственница клюквы! Листья водяники зелены зимой и летом. Чудеса! У полюса холода вечнозеленое растение! Но

водяника не одинока, рядом, здесь же в тайге, растут ее вечнозеленые собратья — клюква, брусника, багульник!

Вечнйзеленые листья водяники устроены своеобразно — сверху они блестящие, жесткие, с завернутыми внутрь краями, поэтому лист похож на хвоинку.

Редко кто замечает мелкие, невзрачные цветочки водяники, но наблюдательный натуралист, рассмотрев цветки одного водяникового ковра, заметит, что все цветки имеют только тычинки, а другой ковер, который находится далеко от первого, имеет цветки только с пестиками. Загадку эту разгадать в наше время просто. Сразу можно предположить, что тут секрет переопыления. И действительно, тонкий, нежный аромат маленьких цветочков манит шмелей. Вот и работают шмели, перенося пыльцу с одного ковра на пестичные цветочки другого. А уже в июле на коврах чернеют блестящие, очень аппетитные на вид, но водянистые на вкус ягоды.

М. Мазуренко