Юный Натуралист 1974-08, страница 8

Юный Натуралист 1974-08, страница 8
РАСТЕНИЕ С НАСТРОЕНИЕМ

В одном ботаническом саду решили собрать коллекцию водяных растений. Профессор, специалист по гигрофитам (так называются влаголюбивые и водяные высшие цветковые растения), показал своему сотруднику каталог.

— Видите фотографию? — сказал он. — Надо бы выписать это растение. Обратите внимание на огромные перисторассеченные листья, как у папоротников. Любопытная форма листа. К тому же авторы каталога сообщают, что растение недавно введено в культуру.

Сотрудник списал с каталога все необходимые данные, и в ботанический сад пошел заказ.

Вскоре прибыла посылка. Ботаники с интересом распечатали ее. Но вместо роскошного растения с перисторассеченными листьями из полиэтиленового пакета извлекли скромные веточки с небольшими круглыми листиками-монетками.

— Что вы заказали? — удивился профессор. — Я ведь просил новое растение синнему.

— Я и заказал синнему, — обиделся сотрудник. — Вот и этикетка. Видите, написано «синнема».

— Странно, —- удивился профессор. — В описании такие характерные листья.

Конечно, будь синнема растением известным и распространенным, такого удивления посылка бы не вызвала. Синнему раздобыли в болотах Таиланда только в

1957 году.

— Делать нечего, — сказал профессор. — Сажайте этот кустик в бассейн, а на следующую весну повторим заказ на синнему.

Опытные ботаники легко по листьям определяют, росло растение в воде или над водой. Присланный кустик был надводный, его и посадили наполовину погруженным в водоем. Растение принялось, и вскоре показались новые листочки. Они были тоже кругленькие, не больше трехкопеечной монетки.

— Если растение зацветет, — решили ботаники, —- мы сможем по цветкам установить его вид.

Но удивительные вещи стали проявляться у нового растения задолго до цветения. Надводные ветки продолжали давать круглые листики. А вот подводные... Сначала на них тоже были круглые листики. Потом они стали овальными, с заостренными концами. Затем края новых листиков начали вол-ниться. На следующей паре листиков края уже были зубчатые, а на новой паре — мелко иссеченные. Потом... Потом вылезли перисторассеченные листья, как у папоротника. А размер их увеличивался с каждой парой: перисторассеченные были уже величиной с ладонь.

Зашел как-то в оранжерею профессор, посмотрел на незнакомку.

— Да это же самая настоящая синнема! — Сорвал крохотный надводный листок, огромный перистый — подводный. Подержал их на ладонях, покачал головой: «Ну и ну!»