Юный Натуралист 1974-11, страница 30

Юный Натуралист 1974-11, страница 30

ствие на острове крупных хищников — все это серьезно затормозило эволюцию племени. Туземцы приспособились обходиться тем, что давала щедрая природа, их жизнь так и застыла на первобытном, примитивном уровне.

О жизни этого племени, о нравах та-садейцев интересно пишет сам побывавший на Минданао Кеннет Маклейш.

«...Одного из них звали Балаеш. Он сидел на большом камне около пещеры, охраняя свое спящее семейство. Нам казалось, что Балаеш задремал на грани двух миров: того, из которого пришли мы, — сверкающий блеском неоновых реклам мир, бешено несущийся по бетонным автострадам, мир космических кораблей, и микромира племени тасадей — мир камня, мир, не знающий даже металла.

Балаеш встал, когда начал заниматься рассвет. Он был прекрасно сложен: среднего роста, крепкий, его мышцы упругими шариками катались под кожей.

Немного погодя из пещер стали вылезать туземцы. Их день начинался с утренней молитвы поклонения великому и вездесущему идолу.

...Я включил магнитофон. Тасадейцы с выражением неописуемого ужаса на лицах кинулись бежать, попрыгали в свои пещеры... Потом мне пришлось разбить магнитофон о камни, иначе они не вышли бы снова из пещер.

Можно было представить себе реакцию туземцев, когда вертолет сбрасывал нам медикаменты, пищу и инвентарь. Они попрятались кто куда. Только Санда оказался самым смелым: он обхватил меня и дрожал, прячась за моей спиной...»

Для того чтобы приготовить пищу или обогреться, нужен огонь. Тасадейцы добывают его трением сухих деревянных палочек.

По вечерам туземцы садятся вокруг костров и смотрят куда-то в пустоту. Так проходят дни, месяцы, годы жизни. Так было и так продолжалось бы,