Юный Натуралист 1974-12, страница 30

Юный Натуралист 1974-12, страница 30

А раскусить не может. Тогда ворона, не будь глупой, схватила кусок за краешек и откусила несколько крошек. Так понемногу она расправилась не только с этим, но и с другим куском. А третий попался такой крепкий, что ворона не могла откусить от него ни крошки. Тогда она нашла лужу и опустила клюв с куском пряника прямо в нее. Размочив пряник, ворона, конечно же, съела его, потом встряхнулась, расправила крылья, взмыла ввысь и скоро скрылась из виду.

Сергей Симкин

Ленинград

Живите, ласточни, в Песнах!

У нас необычайно богатая природа. Перед домом нашим находится зеленая площадка, а чуть дальше — большой пустырь, который мы называем Пески. Там действительно мягкий, чистый песок. А за Песками — лес.

На краю Песков вырыли неглубокие рвы. Из них брали песок на стройки. Работа кончилась, и ласточки-береговушки не замедлили явиться. Они поселились в обрывистых стенках рвов. Вся стена рва — птичья стройка, прямо ласточкин городок. Одни гнезда-домики уже готовы, другие птицы только начали строить. От птичьего щебета стало очень весело в наших Песках.

Но вдруг пришла беда. На овощесу-шильном заводе был дан приказ засыпать рвы песком. Из девяноста шести гнезд остались целыми только девять. Наши уговоры (мы члены общества «Зеленый патруль») не помогли. Бульдозеристы продолжали ломать гнезда.

Тогда делегация в составе четырех человек (я, Люда, Катя и Света) отправилась к директору завода. Погром прекратился! И через некоторое время ласточки построили около 100 гнезд. Мы очень рады, что в наших Песках живут эти красивые птички.

Инна Закрутная

г. Малорита Брестской области

— Хоть вы и девчонки, а прямо-таки смельчаки. Спасли ласточек! И от всех членов Клуба Почемучек вам, Инна, Люда, Катя и Света, объявляется благодарность, и жюри награждает вас дипломом Клуба Почемучек, а Эдуард Федорович Савицкий дарит вам свой рассказ.

Знаете что, девочки: хорошо бы вы прочитали его взрослым, тем, кто уничтожал птичьи гнезда.

Сохатые меломаны

Экскаватор ЭШ-10/60, на котором трудится бригада Александра Тихоновича Дымова с Красногорского разреза в городе Междуреченске, работает на самом отдаленном участке. Кругом настоящая тайга. Десятикубовый шагающий великан с грохотом снимает с угольного пласта сотни и тысячи кубометров породы. Думается, от этого шума все живое в тайге разбежалось и разлетелось как можно дальше. Но оказалосй, что не только техника осваивает природу, но и представители природы потихоньку осваивают технику.

Первыми это сделали ласточки. Еще прошлой весной повертелись они вокруг экскаватора и... прилепили к нему свое гнездо. Не обращая внимания на круглосуточную работу драглайна, ласточки спокойно вывели птенцов, вырастили их и осенью отправились на юг.

За осень и зиму экскаватор далеко ушагал от прежнего места работы, но нынешней весной пернатые квартиросъемщики быстро нашли свое жилье, долго с радостными криками носились вокруг пятисоттонной машины, вывели снова птенцов. Для удовлетворения их аппетита родители приспособили технику: когда загораются мощные прожекторы . экскаватора, они порхают рядом и без труда хватают мошек и бабочек, которые стаями летят на свет.

Вслед за ласточками шагающий экскаватор обжили трясогузки. В сооруженном весной гнезде они вывели потомство и вновь положили яички.

Но на этом освоение техники аборигенами леса не окончилось, рассказывал Александр Тихонович. Теперь к нам в гости ходят лоси, чтобы послушать музыку! Первым пожаловал лось 28 июня. Он подошел ночью к экскаватору метров на двадцать и, склонив набок рогатую голову, внимательно слушал музыку, которая неслась из приемника,

39

установленного в кабине. Его не напугали даже повороты шестидесятиметровой стрелы и свет направленных на него прожекторов. «Да он какой-то рыжий!» — крикнул вышедший из кабины помощник машиниста Иван Трофимович Ксенофонтов. А сохатый, не обращая на него внимания, продолжал прислушиваться к звукам приемника. И только тогда степенно удалился в лес, когда его энергично облаяла любимица механизаторов Жучка. А первого июля (видимо, по совету супруга) к экскаватору пришла лосиха. Заметил ее Алексей Тихонович на дороге еще за полкилометра и ера£у включил на всю громкость приемник — проверить свое предположение о том, что лосей интересует именно музыка, а не что-то другое. И комолая гостья сразу побежала рысью к экскаватору. Механизаторы вылезли из кабины, чтобы иояучше рассмотреть таежную любительницу музыки.

— Маш, Маш, Маш! — позвал Иван Трофимович.

Но гостья никак не реагировала на эти позывные и продолжала слушать приемник.

— Значит, не Машей ее зовут, не угадал, — пошутил машинист. Теперь осталось установить, что им больше нравится — камерная, народная музыка или эстрадная.

— А это что за фотография? Кто принес?

— Я, Почемучка, увидел ее и сначала подумал, что в ней ничего нет осо

бенного: люди (правда, не очень красивые), до бровей укутанные в меха (наверное, живут где-то на севере). Но я очень удивился, когда мне сказали, что это вовсе не люди. Кто же эти существа?

— Постой, постой, Саша. Дай-ка вспомнить. Ну конечно же, это мармо-зетки.

Взгляните: это мармозетни

Познакомиться с этими удивительными существами можно в долине Амазонки. Они принадлежат к семейству игрунковых, или когтистых, обезьян. Как заявил один выдающийся натуралист, мармозетки больше всех других приматов приспособлены к жизни на деревьях.

У животных быстрые, резкие и совершенно неожиданные движения. Иногда они ухитряются так быстро исчезнуть, что человек, кажется, и глазом моргнуть не успеет. Эта способность — единственный метод защиты мармозеток, когда они встречаются лицом к лицу с более сильным противником.

Подобно большинству обезьян и полуобезьян, мармозетки передвигаются стаями, которые состоят из семей — самцов, самок и детенышей. Питаются они в основном насекомыми.

Обезьянки не гримасничают и не корчат рожи, как поступает большинство других обезьян. Для того чтобы выразить гнев или неудовольствие, мармо-

ГШ

jf~ | Л'Л^ЛШШШШШ

*АкРч1

ЭК

■ ф £

, щ

ЩЬ ,'ДЧ §

ШШшвг j&mL ш ■ шш

йш

1

щЩм

«А шШ

»

» т'^шл

11 ' ЗР»