Юный Натуралист 1975-03, страница 13

Юный Натуралист 1975-03, страница 13

10

С силой земного притяжения приходится быть очень осторожным. Любое существо — бежит ли оно, медленно ли передвигается или стоит на месте, постоянно должно следить за положением своего тела. Эта сила не дает ни секунды покоя. Чуть зазевался — и, потеряв равновесие, падаешь на землю.

Почти с момента появления жизни на Земле уже у самых примитивных существ возникает специальный прибор — орган равновесия. Он был первым органом чувств, которым обзавелись животные, и до наших дней является совершенно обязательным. Однако, если у высших животных разрушить его, они очень скоро к своему дефекту приспособятся. Ориентироваться в пространстве им помогут в первую очередь глаза. Но, если подведет зрение, реакции животных могут оказаться нелепыми.

Интересно, что гораздо тяжелее переносят животные заболевание органа равновесия на одной стороне тела. Такое нарушение и держится значительно дольше.

Орган равновесия необходим даже весьма примитивным существам. В морях, омывающих Советский Союз, обитает много медуз. В Черном море самая распространенная — аурелла. У самого берега покачивается ее блинообразное студенистое тело. В этой белесой, лениво пульсирующей лепешке трудно заподозрить животное. Но накрените ее на один бок. Пройдет всего несколько секунд, и медуза займет свое прежнее положение. Руководил этой сложной операцией орган равновесия. Только с его помощью медуза способна заметить, что ее перевернули.

Орган равновесия медузы устроен просто. На краю зонтика находятся недоразвитые щупальца. Их 18 или 16. Они представляют собой крохотные мешочки, наполненные известковым песком. Под действием все той же силы земного притяжения мешочек всегда свисает по направлению к центру Земли. Стоит только куполу медузы накрениться, и он невольно дотронется до специальных чувствительных волосков. Их раздражение передается нервной системе, и та дает команду мускулатуре сократиться и выправить положение тела.

У других животных органом равновесия служит пузырек, стенки которого покрыты чувствительными волосками, а внутри находится несколько известковых песчинок — ушных камней. Земное притяжение всегда тянет песчинки вниз, которые сгибают чувствительные волоски, оказавшиеся под ними. У ерша в 21 грамм весом самая большая песчинка весит 0,033 грамма и может сдвигаться лишь на

0,07 миллиметра. По такому же принципу работают органы равновесия у подавляющего большинства животных и человека. Разница лишь в самой лесчинке. У позвоночных животных она растет вместе с самим органом равновесия, а вот ракам приходится специально о ней заботиться. В качестве ушных камней они используют обыкновенный песок, самостоятельно засовывая клешней в пузырек крохотные песчинки через специальное отверстие. Пузырек находится в первом членике ан-теннул, особых выростов на голове, возле глаз. После каждой линьки орган равновесия создается заново, и всякий раз ракам и крабам приходится повторять эту ювелирную операцию с песчинками. Если только что вылинявшего рака пересадить в пустой сосуд с водой, а вместо песка подсунуть железные опилки, ему ничего не останется, как воспользоваться этим заменителем. Теперь с несчастным раком можно проделывать удивительные фокусы. Стоит поднести к спине магнит, и рак перевернется на спину. Причина странного поведения понятна. Железные опилки, вместо того чтобы давить на волоски нижней стенки мешочка, под действием магнита притянутся к верхней. У рака возникнет полная иллюзия, что он как-то невзначай перекувырнулся на спину. Пытаясь потравить положение, рак ляжет брюшком наверх.

Насекомые, живущие в воде: жук-гладыш, водяной скорпион, пользуются воздушной песчинкой. Попросту говоря, воздушным пузырьком. Орган равновесия у них устроен так, что в нормальном состоянии пузырек давит не на нижнюю стенку, а на верхнюю, ведь воздух легче жидкости.

Особые органы равновесия, вернее навигации, есть у летающих насекомых. Они интересны тем, что работают только в полете и совершенно бездействуют, когда насекомое сидит или ползет. Реагируют они не на силы гравитации, а на сильное движение зоздуха. Эти средства авианавигации представляют собой ^простые волоски, а у двукрылых насекомых жужжальца: недоразвитую вторую пару крыльев. Когда насекомое летит, струи воздуха, обтекая их тело, отклоняют волоски и жужжальца. С их помощью насекомые определяют, летят ли они прямо, не наклонилось ли их тело набок, не снижаются ли и не слишком ли резко забирают вверх.

Водные насекомые используют для этого другие приспособления. Водяной скорпион с помощью своих дыхалец так точно определяет силу действия воды, что замечает разницу в давлении на переднюю и заднюю части тела, если оно немного наклонено вперед или назад. Это позво