Юный Натуралист 1975-03, страница 14

Юный Натуралист 1975-03, страница 14

ляет скорпиону плыть точно в горизонтальном направлении, параллельно поверхности воды..

Есть на земле живые организмы, у которых ученые пока не нашли органа равновесия и никаких приспособлений, их заменяющих. Однако и они умеют определять, и притом очень точно, направление к центру Земли.

Сила тяжести не во всех областях земного шара одинакова. Она значительна в тех местах, где плотность земной коры наиболее высока, и в низинах, так как там ближе до плотной части ядра Земли. Убывает сила тяжести по мере приближения к экватору, Разница эта невелика. Сила тяжести на полюсах планеты в сравнении с районами экватора отличается на полпроцента, В Ленинграде по отношению к Москве она больше всего на 0,03 процента, Все же ученые предполагают, что птицы каким-то образом могут ее почувствовать и запомнить, Это помогает им ориентироваться в пространстве. Возможно, совершая длительные перелеты весной на родину, а осенью к местам зимовок, они определяют свои координаты по двум показателям: абсолютному значению силы тяжести и геомагнитным характеристикам.

Земное притяжение тяготеет над всем живым. На Земле от него негде укрыться, только в космосе можно сбросить его со своих плеч. Еще до первых полетов человека за пределы земной атмосферы фантасты в десятках книг описали радость избавления от сил гравитации. Ученые же опасались, что невесомость станет непреодолимым препятствием для полетов человека в космос. Вот почему задолго до исторического полета Юрия Гагарина путешествие на космических ракетах совершили Стрелка и Белка.

Знаете ли вы, какой хлеб выпекают для космонавтов? Это удивительно крохотные буханки весом в 4,5 грамма. Они очень бы пригодились для игры в куклы. Однако игрушечные буханочки не прихоть космонавтов. В космическом корабле нельзя ни откусывать от обычного ломтя, как это принято на земле, ни тем более ломать или резать хлеб на кусочки. Может появиться масса крошек, которые будут свободно парить в кабине корабля, попадать при каждом вдохе в легкие и причинять массу неприятностей.

Но это еще полбеды. Гораздо опаснее влияние невесомости на человеческий организм. Оказывается, мы так привыкли К гнетущему нас игу, что обходиться него не можем. Невесомость приводит к перераспределению крови. Сердечно-сосудистая система человека устроена так, что кровь из верхних частей организма стекает к сердцу под действием соб

ственной тяжести. Неудивительно, что в невесомости она скапливается в верхней половине тела, в том числе в легких и мозгу. Правда, у тренированных людей довольно быстро происходит перестройка работы сердечно-сосудистой системы. Однако при возвращении на Землю на космонавта вновь всей силой наваливается гравитация. Снова привыкать к ней оказывается труднее, чем отвыкать.

Невесомость способна быть и более коварной. Во время длительных полетов из организма начинает выводиться кальций, который используется для цементирования костей. Кость нам лишь кажется такой незыблемой. На самом деле она чутко реагирует на любое изменение нагрузки. Там, где она увеличивается, кость приобретает наиболее прочную структуру, а при снижении нагрузки перестраивается в обратном направлении. Невесомость и длительная малоподвижность космонавтов могут оказаться ничуть не менее опасными, чем повышение силы тяготения. Вообще снижение физической нагрузки никогда не кончается для человека благополучно. Если взрослого, вполне здорового, физически развитого мужчину на 10—15 недель уложить в кровать, не давая делать ни одного движения, после окончания необычного эксперимента ему придется снова учиться ходить, тренировать свои мышцы, прежде чем он сможет уверенно держаться на ногах.

С первых и до последних дней жизни человек находится под гнетом земного тяготения. Но вот парадокс. Как только человеку удается чуть-чуть скинуть с плеч-эту тяжесть, его организм начинает слабеть и ветшать. Свою силу, здоровье мы черпаем в этой неравной борьбе. Выходит, земное тяготение помогает нам быть сильнее, выносливее, лучше сопротивляться любым невзгодам.

Б. Сергеев, доктор биологических наук Рис. Т. Сопиной