Юный Натуралист 1975-03, страница 55

Юный Натуралист 1975-03, страница 55

52

стоянии ли бежать? Да, незамедлительно дал деру.

Победитель великодушно поглядел ему вслед и медленно, но довольно бодро пополз в сторону суженой. Но что такое? Пошел немного в сторону от нее на зеленый островок среди песка и вскоре остановился у желтеющих лютиков. Смотрю: перекусил стебелек одного цветка, взял его в рот и направился прямехонько к ожидающей его самочке.

«Неужели подарок? — думаю. — Возьмет или нет?» Взяла. Подержала его немного в челюстях, потом начала жевать.

С той поры у меня на черепах глаза открылись. И теперь, когда я слышу деревянное тупое «тук-тук-тук», уже не иду выяснять, что это означает. Знаю: это зов природы. А в августе где-нибудь под песком вылупятся из яичек, отложенных черепахой, крохотные, с грецкий орех, черепа-шата. Из-под песка они не вылезут до самой весны.

И. Ракитин

ОРАИНАЯ НАПАСТЬ

В Московском зоопарке весна наступила дружно, сопровождаясь шумным многоголосьем. Пение, рев, писк, завывание, кряканье у животных стало воззванием к весне. Долой из темных, душных клеток в помещениях — на воздух, к свету!

На орлиной площадке, покрытой кое-где мокрым, вязким снегом, живет разнородная семья «королей воздуха».

За жизнью этого орлиного государства сосредоточенно следят вороны. Они молчат и только переглядываются, не обращая внимания на скопление людей. Пока они на безопасной высоте, но вот, словно по команде, две птицы спикировали на площадку, где разгуливали орлы. В эти минуты вороны предельно внимательны, собранны. Но чего они хотят? Что задумали?

Все начинает проясняться. Воровато озираясь по сторонам и смешно подпрыгивая, вороны подкрались к орлу-одиночке и принялись обдирать его как липку. Казалось бы, орел и вороны, что общего, о каком поединке тут может идти речь: одного орлиного взмаха крылом хватит, чтобы птиц как ветром сдуло. Но в том-то и дело, что крылья у орла в зо-опарке выбиты или подрезаны, и для ворон на земле он сейчас не опаснее курицы.

В грабеже вороны руководствуются своей

отработанной стратегией. Она коварна и верна. Одна птица занимает позицию в хвосте, скромно стоит сзади орла, будто и не глядит в его сторону, чуть отвернулась. Самец в полуметре от мощного орлиного клюва устраивает лихой дразнящий танец. Попаясничав несколько секунд, он делает резкий взмах крыльями и грозно выпячивает клюв, создавая видимость атаки. Тут уж и орел не выдерживает. Втянув голову и чуть наклонившись, он, как неуклюжий карапуз, страдающий плоскостопием, вперевалку надвигается на своего обидчика. Птица без труда уворачивается, в то же самое время другая выхватывает сзади из тела орла перо, какое ей только вздумается, и улетает прочь.

Подобные операции вороны проделывают много раз. Иногда участвуют в грабеже по три птицы. Зачем им орлиные перья? Ну как же: гнездо обновить, отремонтировать, помягче дно выстлать, чтобы птенцам уютно было. Наблюдательность и опыт подсказали им самый безопасный способ добычи стройматериалов.

А. Лонгинов