Юный Натуралист 1975-05, страница 29

Юный Натуралист 1975-05, страница 29

рАчН ope это плещет в крепкую грудь плотины. Набежит волна, ударится о бетон-hyio громадину и стихнет, выбросив к небу радужный каскад брызг. Старожилы и новоселы Братска с гордостью называют его своим морем. И это по праву, ведь почти каждый житель молодого сибирского города строил плотину и электростанцию, укрощал Ангару. Теперь бороздят море катера и яхты, разносятся над окрестной тайгой гудки самоходных барж и теплоходов, и летом на песчаных пляжах, будто где-то на юге, подчас не хватает мест. Братское море! Братская ГЭС! Ее плотина усмирила капризную Ангару, заставила вращать лопасти турбин, и там, где шумели когда-то глухие таежные чащобы, раскинулась широкая водная гладь. Легенды и песни сложили о строителях Братска, создавших красавицу ГЭС.

Действительно прекрасна ее плотина! Ажурная, легкая, она кажется невесомой, и невольно подивишься, как ухитряется она усмирять бег бешеных вод. А пройдешь поверху на другой берег, остановишься посередине, вглядываясь в клокочущие волны, и припомнятся те знаменитые дни, когда вся страна жила этой грандиозной стройкой. Первые палатки новоселов, первые взрывы на месте будущего котлована и первые подвиги комсомольских бригад, отчаянных, мужественных парней, приехавших сюда по зову сердца. Это они доказывали делом правильность пророческих ломоносовских слов: «Могущество России будет прирастать Сибирью!»

Братск передал эстафету Усть-Илиму. И там разбудили тайгу раскаты мирных взрывов, всполохи электросварки, тяжелые всплески бетонных глыб, падающих на дно реки. И здесь уже крутит Ангара турбины новой ГЭС.

По праву называют сегодня Сибирь необозримой строительной площадкой. По-удар-ному четок ее рабочий ритм на Енисее, в Саянах неподалеку от Шушенского, на топ-