Юный Натуралист 1975-05, страница 44

Юный Натуралист 1975-05, страница 44

43

Мюнхгаузен? Ведь на этих страничках — слово доброте.

— За доброту мы будем хвалить Почемучек. А жестокость наказывать. Устроим суд над жестокостью. Обвинять будут Почемучки, приславшие нам рассказы о людях, которые не берегут животных.

— О, я надеюсь, таких будет совсем мало. Чаще мы получаем вот такие письма, которые прислали Владимир Михайлович Храбрый и Юля Дормидон-това.

Перехитрили

Ранним безветренным утром я вышел из палатки и спустился к реке умыться. Стояла тихая теплая погода. Бере-лех величаво нес свои воды. Ни волнения, ни ряби. В этой зеркальной глади отражались редкие лиственницы, стоявшие на берегу, и далекое голубое небо. Нагнувшись, я увидел в воде свое заросшее бородой лицо, И уже хотел было умыться, как на зеркальной глади приметил отражения двух летящих уток. Быстро поднял голову. Над рекой летела пара крохолей, Красивые утки пронеслись почти над самой головой и быстро пошли на посадку в ближайшую протоку. Обрадованный, я бросился к палатке, достал ружье и начал подкрадываться к уткам. Осторожно подошел к месту Выглянув из-за куста, я увидал на тихой глади воды только два больших расходившихся круга. Протока сра

зу же у входа делала крутой поворот, и мне показалось, что утки уплыли туда, почувствовав мое приближение Разочарованный, поплелся я в лагерь. И, уже отойдя порядочно, услышал, как за моей спиной захлопали крылья. Стрелять было поздно. А утки, благополучно вынырнув из воды, поднялись на крыло и улетели восвояси. И только тогда я вспомнил, что крохали относятся к нырковым уткам. И понял, что никуда они не уплывала с того места, где я видел расходившиеся круги. Это они нырнули под воду и, поймав там по паре чеба-ков, поднялись в воздух. А мне теперь ничего не оставалось делать, как любоваться красивым стремительным полетом улетающих на фоне голубого неба птиц. И совсем прошла у меня жалость об упущенной дичи. Наоборот, я был очень доволен происшедшим.

Путешествие н сайгакам

В начале мая прошлого года папа взял меня с собой в Калмыкию на учет сайгаков. Мы приехали в город Элисту и пришли в контору государственной охотничьей инспекций. Весь день сюда поступали сообщения по рации и телефону о передвижении сайгаков.

Дело в том, что у животных в это время проходил отел и, по сообщениям наблюдателей, уже родились первые телята, а огромные стада антилоп все еще не выбрали место для отела. Это было непонятно и очень беспокоило работников госохотоинспекции. Все сайгаки, обитающие в Калмыкии, собрались в одно гигантское стадо и шли на север республики За два дня они преодолели около 300 километров и остановились в самой северной части Калмыкии. Дальше им идти было некуда: впереди раскинулись распаханные поля, поселки и справа Волга.

Утром еще затемно на легковых машинах-вездеходах мы выехали из Элисты на северо-восток. Я впервые увидела полупустыню. Она простиралась во все стороны до самого горизонта и была почти ровной.

Песчаную глинистую землю покрывали кустики полыни и большие колючие шары перекати-поля. Несмотря на весну, зелени почти не было видно, молодая полынь была серебристо-серой. Лишь иногда в низинах попадались яр-ко-красные тюльпаны. Несколько раз мы проезжали мимо совсем ровных огромных полей без единого растения. Папа сказал, что в Калмыкии такие

«