Юный Натуралист 1975-05, страница 42

Юный Натуралист 1975-05, страница 42

41

доктор. Всем ребятам и зверятам известный Айболит. Обстоятельства чрезвычайной важности заставляют меня внести этот беспорядок.

— Да объясните же, наконец, что случилось?

— Вы слышали о редких животных, которых надо охранять? Наивный вопрос? Конечно, слышали. А как относятся к ним Почемучки, позвольте вас спросить?

— Успокойтесь, Айболит. Разве мы не листаем странички «Альбома невиданных зверей»? И разве не вы объявили конкурс на рассказ «Как я помог птице, рыбе, зверушке»?

— Этого мало. Листать альбом — крайне мало для Почемучек, писать, рассказывать — тоже.

— Что же тогда вы предлагаете, Айболит?

— Странный вопрос. Предлагаю защищать животных. Только тот Почемучка, кто постоянно делает это, постоянно принимает участие в охране животных.

— Минуточку, друзья мои, послушайте, что я расскажу вам. Я только что из леса. Жизнь там кипит! Хлопочут у гнезд птицы, кружатся в танцах насекомые, цветы все больше желтого цвета — в золото одеваются. А вот клевер еще не цветет. И правильно делает. Кто его цветы опылять сейчас станет? Шмелей еще нет, а другие насекомые не сумеют. Правда, видел я одного большущего шмеля. Но он совсем другим делом занят — копошится в траве, что-то все ощупывает своими лапками, в земле роется. Это та самая крупная самка, которая одна из всей шмелиной семьи зимовать оставалась. Все мелкие рабочие самки и самцы осенью умерли, а она одна зимовала где-то в укрытии. Теперь у шмелиной самки помощников нет, работает она очень усердно — гнездо надо мохом выложить или травинками, ячейки из воска смастерить. В одну ячейку яички отложить, а в другой оставить запасы медового теста на случай плохой погоды. Да еще все время ячейки приходится ремонтировать — сделаны-то они будут «на скорую руку» — спешить надо вывести большое потомство к моменту цветения клевера.

Усердно трудится шмелиная самка. Только бы не потревожил ее никто — ведь если она погибнет, не будет целой шмелиной семьи. А в некоторых семьях к концу лета бывает до 500 сестер и братьев! И все заняты одним важным делом — опыляют цветы.

Только подумал об этом, откуда ни возьмись прибежал мальчик (конечно, он не наш Почемучка) и стал гоняться

за шмелем. Безусловно, я не смог остаться равнодушным, наблюдая эту картину. Остановил озорника и объяснил ему, как плохо он поступает. Но я прочитал «лекцию» только одному мальчику. А может быть, еще есть такие, кто не знает, что шмелей нужно беречь? Как быть?

— Не печальтесь, Паганель. Считаю своим долгом прийти вам на помощь!

— Друзья мои! Если встретите сейчас шмеля, обойдите его сторонкой, не мешайте ему работать и не помогайте — вы все равно так не сможете. Лучше понаблюдайте за его работой и все, что увидите, запишите в своем дневнике. Отмечайте, где встретили шмеля, среди каких растений, опишите подробно все его действия. Сделайте рисунок — постарайтесь нарисовать шмелиную самку в натуральную величину. А самое главное, всем рассказывайте о том, что шмелей нужно охранять всегда, а весной, когда их всех пересчитать можно, особенно. Подробно напишите нам о своих наблюдениях.

— Браво, Айболит! А теперь пора листать странички в «Альбоме невиданных зверей». Их приготовил кандидат биологических наук Феликс Борисович Чернявский.

Толстороги

Путешественник, впервые попавший в горы Сибири, может столкнуться с одним интересным и на первый взгляд загадочным явлением. В самых глухих и труднодоступных местах он вдруг обнаруживает хорошо набитую тропу, которая тянется то по гребню хребта, то вдоль его склона, минуя осыпи и пересекая снежники. Чья же это тропа? Ведь люди почти не заходят в эти дикие и угрюмые высокогорья, а стада домашних северных оленей прогоняют по речным долинам. Можно попробовать пройти по тропе, но вдруг совсем неожиданно она обрывается в непроходимых скалистых кручах. Внимательно присмотревшись, на щебнистой почве замечаем следы чьих-то острых раздвоенных копыт.

Разгадка найдена. Тут проходило стадо снежных баранов. Их еще называют толсторогами, так как головы самцов этих интересных животных украшены тяжелыми, массивными рогами. Из горных копытных только толстороги сумели приспособиться к жизни в заснеженных хребтах северо-востока. Густая и длинная шерсть, толстый слой сала, накапливаемый к осени, выносливость и